Какими критериями отнесения организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям следует руководствоваться в целях применения пониженных ставок при исчислении ЕСН и пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?

Ответ: Пунктом 1 ст. 241 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей установлены пониженные ставки ЕСН.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) установлены пониженные тарифы страховых взносов для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.

Глава 24 и ст. 11 НК РФ не дают определения сельскохозяйственного товаропроизводителя.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В законодательстве содержится несколько определений понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель".

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ) к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) содержит иное определение сельскохозяйственного товаропроизводителя. Согласно данному Закону под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов.

Минфин России Письмом от 18.04.2006 N 03-05-02-03/16 разъяснил следующее. Статьей 241 НК РФ установлены пониженные ставки ЕСН для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом НК РФ не установлены критерии отнесения организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях исчисления ЕСН.

Поскольку Федеральный закон N 83-ФЗ устанавливает правовое регулирование в специальных целях - реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства, данное в нем определение сельскохозяйственного товаропроизводителя может применяться только в связи с вышеуказанными правоотношениями.

В целях исчисления ЕСН, по мнению Минфина России, следует руководствоваться определением сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным Федеральным законом N 193-ФЗ.

Хотя ранее в Письмах от 01.09.2005 N 03-05-02-04/165 и от 15.08.2005 N 03-05-02-03/40 Минфином России высказывалась иная точка зрения, что если организация в 2004, 2005 гг. соответствовала критериям любого из двух вышеуказанных законов, то она имела право на применение пониженных ставок ЕСН и тарифов страховых взносов. В противном случае должны применяться ставки налога и тарифы страховых взносов, предусмотренные для налогоплательщиков (страхователей) - работодателей, не признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Позиция ФНС России по данному вопросу изложена в Письме от 30.03.2005 N ГВ-6-05/239@: поскольку гл. 24 и частью первой НК РФ не установлено иное, то для целей обложения ЕСН, руководствуясь п. 1 ст. 11 НК РФ, следует применять определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в Федеральном законе N 193-ФЗ.

При оценке произведенной сельскохозяйственной продукции, по мнению ФНС России, нужно руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, в соответствии с п. 203 которых готовая продукция может оцениваться в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной себестоимости или по нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции.

Письмом УМНС России по г. Москве от 29.03.2004 N 28-11/21213 разъяснено, что при отнесении налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона N 193-ФЗ.

Таким образом, по мнению УМНС России по г. Москве, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся юридические лица, основными видами экономической деятельности которых согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) являются "Сельское хозяйство" и "Рыболовство" и занимающиеся либо производством и сбытом, либо производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции (то есть имеет место полный производственный цикл). При определении объема производимой продукции применяются цены, по которым сельскохозяйственным товаропроизводителем производится реализация продукции. При этом удельный вес сельскохозяйственной продукции для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной (рыбной) продукции, определяется в стоимостном выражении в процентах от общего объема выручки, полученной по всем видам деятельности ежемесячно нарастающим итогом. При отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.

Указанные положения также применяются в целях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ.

В то же время, по мнению арбитражных судов, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ о толковании всех противоречивых актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика применение пониженных ставок по ЕСН возможно теми налогоплательщиками, которые соответствуют критериям Федерального закона N 193-ФЗ или Федерального закона N 83-ФЗ.

Данные выводы изложены, например, в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 18.04.2006 N Ф08-1476/2006-622А по делу N А32-35118/2005-48/571, от 14.05.2004 N Ф08-1774/2004-694А по делу N А32-3580/2003-54/95.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России и налоговых органов, в целях применения пониженных ставок при исчислении ЕСН и пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует руководствоваться определением сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным Федеральным законом N 193-ФЗ.

Правомерность иной точки зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

01.06.2007