При покупке канцелярских принадлежностей (тетрадей, карандашей, авторучек и т. д.) покупателю не был выдан кассовый чек, о чем он сообщил в своей жалобе в налоговый орган. Должен ли налоговый орган реагировать на подобные обращения граждан?

Ответ: Пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) устанавливает, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Данное правило общее и применяться оно должно во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в п. 3 ст. 2 Федерального закона, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Налоговые органы несут обязанность по осуществлению контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона (абз. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона).

Таким образом, следует иметь в виду, что абз. 4 ст. 5 Федерального закона установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Поручения Правительства Российской Федерации от 11.07.2003 N ХВ-П5-8206 до принятия актов Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования применения и ремонта контрольно-кассовой техники следует руководствоваться действующими решениями Правительства Российской Федерации в части, не противоречащей Федеральному закону.

В связи с этим абз. 11 п. 4 действующего Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 06.03.1995 (Протокол N 2/18-95), устанавливает, что налоговые органы рассматривают жалобы, связанные с применением контрольно-кассовых машин.

Таким образом, налоговый орган обязан реагировать на жалобы, поступающие от граждан, в части нарушения требований, изложенных в статьях Федерального закона, и доводить до них информацию о принятых мерах.

В. А.Васильев

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

01.06.2007