В каком размере предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка разведенному отцу, уплачивающему алименты, при условии, что указанный вычет получает и мать ребенка?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: Из анализа положений пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ следует, что право на получение налогового вычета в размере 1200 руб. за каждый месяц налогового периода имеют, в частности, одинокие родители, на обеспечении которых находится ребенок.
При этом под одинокими родителями понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке (абз. 9 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Как видим, из буквального толкования приведенной нормы следует, что под термином "одинокие родители" следует понимать только одного из родителей.
Однако контролирующие органы по данному вопросу придерживаются противоположных позиций.
Так, по мнению УМНС России по г. Москве, право на двойной вычет имеют одновременно оба родителя, не состоящие в зарегистрированном браке (см. ответы на 1-й и 2-й вопросы в разделе "Стандартные налоговые вычеты" Письма УМНС России по г. Москве от 22.12.2003 N 27-08/70659). Правомерность предоставления налогового вычета в двойном размере отцу ребенка, не состоящему в зарегистрированном браке и уплачивающему алименты, подтверждает и УМНС России по Московской области (см. Письмо УМНС России по Московской области от 25.03.2004 N 08-03/б-н (ответ на 28-й вопрос)).
Аналогичная по сути позиция изложена в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2005 N А26-6025/04-29, от 04.03.2003 N А05-10753/02-555/14.
В то же время Минфин России считает, что налоговый вычет на ребенка в размере 1200 руб. может быть предоставлен только одному из родителей, на обеспечении которого находится ребенок. Другой родитель, в частности уплачивающий алименты на содержание ребенка, имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. (см. Письмо Минфина России от 14.07.2006 N 03-05-01-04/213)
Как видим, вопрос о возможности применения одиноким родителем, выплачивающим алименты, вычета по НДФЛ в двойном размере является спорным и даже среди контролирующих органов нет единого подхода к его решению. В связи с этим предлагаем налогоплательщику принять решение самостоятельно с учетом изложенной информации.
При этом считаем необходимым отметить, что приведенные выше письма контролирующих органов не являются нормативными правовыми актами, подлежащими обязательному исполнению, и носят исключительно рекомендательный характер (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, п. п. 8, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти").
При этом налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).
Н. В.Бухвалова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
31.05.2007