Организация провела экологическую экспертизу для получения лицензии на осуществление деятельности с опасными отходами. Срок действия лицензии 5 лет. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть в расходах затраты по проведению экологической экспертизы?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: В соответствии с пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Лицензирование осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524 (далее - Положение).
Согласно пп. "в" п. 5 Положения для получения соответствующей лицензии соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган, в частности, копию положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, представленных для обоснования лицензии.
Как видим, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов является обязательным условием для получения лицензии, а, следовательно, и для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Поэтому считаем, что расходы на проведение экологической экспертизы для целей исчисления налога на прибыль являются экономически обоснованными и соответствующими требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.
В целях налогообложения прибыли расходы организации на получение экспертного заключения и соответствующей лицензии на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Пунктом 1 ст. 272 НК РФ определено, что при использовании налогоплательщиком метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ).
В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ).
Кроме того, ст. 272 НК РФ определены конкретные даты признания отдельных видов расходов.
Так, согласно положениям пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, датой осуществления прочих расходов в виде расходов на оплату услуг сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается одна из следующих дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
С учетом вышеизложенного считаем, что в рассматриваемой ситуации датой осуществления расходов по оплате услуг по проведению экологической экспертизы может быть признана, в частности, дата предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов. Так как договор на проведение экологической экспертизы, необходимой для получения лицензии, не предусматривает получение доходов в течение более чем одного отчетного периода, считаем, что анализируемые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль организации полностью (единовременно) на дату их признания.
В то же время следует отметить, что, по мнению налоговых органов, рассматриваемые расходы, как связанные с приобретением лицензии, уменьшают налогооблагаемую прибыль равномерно в течение всего срока действия лицензии (см., например, Письмо УМНС России по Московской области от 30.01.2004 N 07-40/17/Б662). Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 N А66-10560/2005.
Как видим, рассматриваемый вопрос является спорным. В связи с этим предлагаем организации принять решение самостоятельно с учетом изложенной информации.
Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).
О. Ю.Поздеев
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
31.05.2007