Предоставление льгот по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

(Оленин А. Е., Ершова В. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 1999)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ

СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Е. ОЛЕНИН, В. В. ЕРШОВА

А. Е. Оленин, начальник арбитражно - юридического отдела Главного правового управления Пенсионного фонда Российской Федерации.

В. В. Ершова, заместитель начальника арбитражно - юридического отдела Главного правового управления Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по случаю болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. В целях реализации прав граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации принимаются федеральные законы, которые регулируют правоотношения государства и граждан по пенсионному обеспечению.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлено, что финансирование выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)". Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливается ежегодно на основании принятия соответствующего федерального закона.

В соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются отдельные категории плательщиков.

На основании статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" от уплаты страховых взносов освобождаются:

а) организации любых организационно - правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов), уставной капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации;

в) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "а" статьи 6 указанного Федерального закона предусмотрено освобождение всех юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно - правовых форм, по отношению к выплатам, начисленным в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для получения льготы необходимо наличие у работника инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы (ВТЭК) и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности.

В соответствии с пунктом "б" статьи 6 указанного Федерального закона от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождению подлежат общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе их союзы), региональные и территориальные (местные) общественные организации инвалидов общероссийских общественных организаций инвалидов и организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов), уставной капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций.

В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации и со ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" граждане имеют право для защиты общих целей создавать на добровольной основе, по своему выбору, общественные объединения, а также вступать в уже существующие общественные объединения. Эти права распространяются на всех граждан, в том числе на инвалидов и пенсионеров. Поэтому инвалиды могут вступать в любые общественные объединения по своему выбору.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена возможность создания общественных объединений инвалидов.

Согласно ст. 38 указанного Федерального закона в целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов), уставной капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации.

При предоставлении льгот на основании пункта "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" необходимо иметь в виду, что ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" определено, что членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения независимо от их организационно - правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Следовательно, в соответствии с нормами Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" от уплаты страховых взносов освобождаются не все общероссийские объединения инвалидов, а только те, которые созданы в организационно - правовой форме "общественная организация инвалидов". Данная организационно - правовая форма должна быть указана в уставе общероссийского общественного объединения инвалидов (ст. 8, 19, 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ) и свидетельстве о государственной регистрации, выданном Министерством юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с нормами вышеуказанного закона от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются общероссийские союзы общественных организаций инвалидов.

Региональные и территориальные (местные) общественные организации инвалидов общероссийских общественных организаций инвалидов также могут быть освобождены от уплаты страховых взносов. При предоставлении указанной льготы законодатель исходил из того, что они являются частью общероссийских общественных организаций инвалидов и входят в его структуру.

Члены общероссийских общественных организаций инвалидов являются самостоятельными юридическими лицами и не являются структурными подразделениями общероссийских общественных организаций инвалидов и могут быть в различных организационно - правовых формах.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации, а общественная организация не имеет права собственности на имущество, принадлежащее его членам на праве собственности или ином вещном праве. В то время как собственником имущества, находящегося как у общественной организации, так и у ее структурных подразделений (отделений), является юридическое лицо - общественная организация инвалидов.

В том случае, если структурные подразделения (отделения) общественной организации имеют статус юридического лица и действуют на основании собственного устава, они являются собственниками закрепленного за ними имущества. Однако, при ликвидации данного юридического лица все имущество данного подразделения переходит в собственность самой общественной организации. В то же время, при выходе члена общественной организации из ее состава принадлежащее ему на праве собственности имущество остается у него.

Региональные и территориальные организации общероссийских общественных организаций инвалидов создаются по решению общероссийской общественной организации инвалидов, что отражается в учредительных документах общероссийских общественных организаций инвалидов и в учредительных документах региональных и территориальных общероссийских общественных организаций инвалидов. Члены общественных организаций инвалидов - юридические лица создаются по решению их учредителей и действуют на основании согласованных между учредителями и зарегистрированных в установленном порядке учредительных документов.

Таким образом, общественным организациям инвалидов, которые являются членами Общероссийских общественных организаций инвалидов или Общероссийских союзов общественных организаций инвалидов, льгота по уплате страховых взносов не предоставляется, кроме случаев, когда указанные общественные организации инвалидов сами по себе удовлетворяют требованиям (численность инвалидов и их законных представителей должна составлять не менее 80% от общего числа членов организации; организационно - правовая форма - общественная организация инвалидов) пункта "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год".

Хотелось бы отметить, что при рассмотрении вопроса об освобождении от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации общероссийских общественных организаций инвалидов необходимо запрашивать и проверять следующие документы: устав; свидетельство о регистрации, содержащее сведения об организационно - правовой форме - "общественная организация", о территориальной сфере деятельности - "общероссийская"; сведения о численности членов организации.

При предоставлении льгот по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации региональным и территориальным организациям общероссийских общественных организаций инвалидов помимо вышеназванных документов необходимо запросить протокол собрания общероссийской общественной организации инвалидов о создании конкретной региональной или территориальной организации общероссийской общественной организации инвалидов, в котором должно быть указано, что общероссийская общественная организация инвалидов строится по региональному и (или) территориальному принципу, а также следует иметь в виду, что в отличии от общероссийских общественных организаций их деятельность должна осуществляться в пределах одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, городов Москвы и Санкт - Петербурга), что должно быть отражено в свидетельстве о регистрации в графе "территориальная сфера деятельности - региональная или территориальная".

Данные о количестве членов региональной организации должны соответствовать сведениям, поступающим из территориальных общественных организаций инвалидов, а при отсутствии таковых - из организаций, осуществляющих прием, учет членов и уплату ими членских взносов. Следует иметь в виду, что сведения о конкретных членах организаций инвалидов находятся в их местных организациях, создаваемых по территориально - производственному принципу.

Данная правовая позиция подтверждается имеющейся судебно - арбитражной практикой.

Так, Санкт - Петербургская общественная организация инвалидов "Ладога" (далее - "Ладога") обратилась с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области о признании недействительным решения от 25 февраля 1999 г. N 09/05-300/1061 об отказе в предоставлении льготы, предусмотренной пунктом "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год".

В процессе рассмотрения дела арбитражный суд установил, что "Ладога" согласно п. 1.1 Устава и свидетельства о членстве в Общероссийском союзе общественных организаций инвалидов (далее - ОСООИ) от 3 февраля 1999 г. N 000037 является членом ОСООИ. "Ладога" в заявлении в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области от 16 февраля 1999 г. указала, что она является региональной организацией ОСООИ, в исковом заявлении - территориальной организацией ОСООИ, тогда как в уставе ОСООИ вообще не предусмотрено организационное строение союза по территориальному или региональному принципу.

На основании изложенного и ссылаясь на то, что льгота, основанная на членстве, пунктом "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ не предусмотрена, арбитражный суд в удовлетворении исковых требований "Ладоге" отказал.

Общероссийские союзы общественных организаций инвалидов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при условии, что все члены данного союза являются общественными организациями инвалидов.

Общественным организациям инвалидов - членам общероссийских союзов общественных организаций инвалидов льгота по уплате страховых взносов, предоставляемая общероссийским союзам общественных организаций инвалидов, не предоставляется, кроме случаев, когда указанные общественные организации инвалидов сами по себе удовлетворяют требованиям пункта "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год".

Организациям льгота по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации предоставляется в двух случаях:

а) если уставной капитал организации полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций или общероссийских союзов общественных организаций инвалидов. При этом таким организациям льгота по уплате страховых взносов предоставляется только в том случае, если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в общем фонде оплаты труда работников - не менее 25 процентов. Также необходимо учитывать, что, если среди участников организации, внесших вклады в уставной капитал, имеется хотя бы один участник, не являющийся общероссийской общественной организацией инвалидов или общероссийским союзом общественных организаций инвалидов, то такой организации льгота по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании п. "б" ст. 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ предоставлена быть не может;

б) если единственным собственником имущества организаций является общероссийская общественная организация инвалидов или общероссийский союз общественных организаций инвалидов. При освобождении таких организаций от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации требований по численности работающих инвалидов и их фонду оплаты труда в общем фонде оплаты организации законодателем не предъявлено. Таким образом, подлежат освобождению даже те организации, единственным собственником имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов или общероссийские союзы общественных организаций инвалидов, среди работников которых отсутствуют инвалиды.

При предоставлении льгот указанным организациям следует руководствоваться ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К организациям, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов или общероссийских союзов общественных организаций инвалидов, подлежащим освобождению от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, относятся хозяйственные общества.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в следующих формах:

- общества с ограниченной ответственностью;

- общества с дополнительной ответственностью;

- акционерные общества.

В качестве организаций, единственным собственником имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов и общероссийские союзы общественных организаций инвалидов, подлежат освобождению от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации финансируемые собственником учреждения.

В соответствии с пунктом "в" статьи 6 указанного Федерального закона от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются также индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II, III группы и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для получения льготы необходимы два условия - наличие у плательщика инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы (ВТЭК) и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности.

В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидность I группы устанавливается на два года, а инвалидность II и III группы устанавливается сроком на один год.

Срок переосвидетельствования для мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами и другим инвалидам - по перечню заболеваний, утвержденному в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не устанавливается.

Таким образом, плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, определенные пунктом "в" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год", которым установлен срок переосвидетельствования инвалидности, претендующие на льготу по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, обязаны один раз в два года при инвалидности I группы или один раз в год при инвалидности II и III групп представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов копии справок учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы (ВТЭК), подтверждающие установление инвалидности.

В заключении хотелось бы обратить особое внимание на то, что льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации предоставляются только тем категориям плательщиков, которые определены в статье 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" при строгом соблюдении тех условий, которые определены данным Федеральным законом.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: В N 11 "БА", июнь 1999 г., была напечатана статья "Отчуждение в залоге". Хотелось бы спросить у господина Гурского, почему, на его взгляд, право на отчуждение недвижимого имущества не может быть предметом ипотеки? Почему "предметом ипотеки могут быть только вещные права"? Уточните все-таки, какие именно права на недвижимость предметом ипотеки быть не могут и передаются в залог без нотариального удостоверения, но с госрегистрацией.

("Бизнес-адвокат", 1999, N 19)

Текст документа

Вопрос: В N 11 "БА", июнь 1999 г., была напечатана статья "Отчуждение в залоге". Хотелось бы спросить у господина Гурского, почему, на его взгляд, право на отчуждение недвижимого имущества не может быть предметом ипотеки? Почему "предметом ипотеки могут быть только вещные права"?

Уточните все-таки, какие именно права на недвижимость предметом ипотеки быть не могут и передаются в залог без нотариального удостоверения, но с госрегистрацией.

Ответ: Право распоряжения имуществом действительно является разновидностью вещных прав. В то же время в ст. ст. 209, 216 ГК РФ дается исчерпывающий список вещных прав, которыми могут обладать лица по российскому законодательству. Это означает, что лица не могут самостоятельно создавать какие-либо новые вещные права. Перечень вещных прав приведен в моей статье. Право распоряжения имуществом не фигурирует в указанном списке, что означает, что, несмотря на принадлежность к категории вещных прав, право распоряжения имуществом в отечественном праве может рассматриваться только как составляющая права собственности и может принадлежать как вещное право только собственнику вещи.

С другой стороны, я полностью согласен с г-ном Лобановым, высказавшим свою точку зрения на данный вопрос в том же номере газеты, в том, что в принципе передача права на отчуждение имущества может выступать в качестве договорного, прямо не предусмотренного законом способа обеспечения обязательства. Однако я бы не рекомендовал использовать такой способ по двум причинам. Во-первых, в результате заключения такого договора возникает неопределенность, связанная с ограничением прав собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению - не факт, что условие договора, вводящее такое ограничение, не может быть признано противоречащим закону. Во-вторых, я думаю, что в отсутствие прямой регламентации законом данного вида обеспечения могут возникнуть сложности в случае рассмотрения спора в суде. Всегда лучше использовать традиционные способы обеспечения - неустойку, залог, удержание и т. д.

Что касается второй части вопроса, то перечислить права на недвижимость, которые в принципе могут передаваться в залог, но не могут быть предметом ипотеки, невозможно. Таким правом может быть любое право требования, вытекающее из закона или договора, если по закону оно может быть предметом залога. На мой взгляд, в частности, могут быть переданы в залог права требования по договору, предусматривающему передачу прав собственности на недвижимость в будущем. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что все сделки с недвижимостью, подразумевающие ее обременение тем или иным способом, согласно Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. No. 122-ФЗ подлежат обязательной государственной регистрации.

А. Гурский

Юрист

------------------------------------------------------------------

Название документа