Об отсутствии у налоговых органов полномочий по осуществлению возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 мая 2007 г. N 03-02-07/1-252

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что письмо по вопросу о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование направлено в Минздравсоцразвития России для рассмотрения и ответа.

Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также осуществляющим координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

На разную правовую природу налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неоднократно указывается Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Так, например, в Постановлении от 22.04.2003 N 12355/02 и Информационном письме от 11.08.2004 N 79 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечается, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога.

Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не имеют налогового характера, на них не распространяется порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, установленный ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок проведения такого зачета (возврата).

Статьей 25 названного Федерального закона на налоговые органы возложен только контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Функции по осуществлению возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы данным Федеральным законом не возложены.

Полагаем, что в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ требуется внесение изменений, направленных на определение органа, уполномоченного производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и порядка его проведения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

24.05.2007