О порядке применения ст. 40 НК РФ в отношении установления цен на электроэнергию (мощности) по сделкам, совершаемым на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в РФ, предоставляемых администратором торговой системы оптового рынка

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 мая 2007 г. N 03-02-07/1-257

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Федеральной налоговой службой рассмотрел письмо по вопросу применения ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения установлены ст. 40 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 40 Кодекса рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса.

Пунктом 8 ст. 40 Кодекса установлено, что при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 Кодекса).

Понятие взаимозависимых лиц установлено в пп. 1 п. 1 ст. 20 Кодекса, согласно которому взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" администратор торговой системы оптового рынка - некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства, основана на членстве субъектов оптового рынка и целью создания которой является организация купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке.

Кроме того, администратор торговой системы оптового рынка осуществляет следующие функции:

предоставляет услуги по организации оптовой торговли электрической энергией;

предоставляет услуги по проведению сверки и зачета взаимных встречных обязательств участников торговли;

организует систему гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключение договоров и осуществление расчетов за электрическую энергию и оказываемые услуги;

осуществляет регистрацию двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.

Полагаем, что отношения между администратором торговой системы, осуществляющим организацию торговли электроэнергии (мощности), поставщиком электроэнергии оптового рынка и покупателем электроэнергии могут повлиять на результаты сделки по реализации товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, считаем, что цены на электроэнергию (мощности) по сделкам, совершаемым на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, предоставляемые администратором торговой системы оптового рынка, не могут рассматриваться в качестве официального источника информации о рыночных ценах.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

24.05.2007