Налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля было выявлено, что при регистрации юридического лица были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер. Налоговый орган подал иск в арбитражный суд о ликвидации этого юридического лица. Вправе ли налоговый орган подавать подобные иски? Может ли данное дело рассматриваться с участием арбитражных заседателей?

Ответ: Согласно абз. 3 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право предъявлять в арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ.

Кроме того, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Таким образом, налоговый орган в рассматриваемом случае правомерно обратился в суд с иском о ликвидации юридического лица.

В отношении возможности привлечения к рассмотрению дела арбитражных заседателей следует учитывать следующее.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 70-ФЗ) арбитражными заседателями являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном АПК РФ. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу (п. 2 ст. 1 Закона N 70-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 17 АПК РФ коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей (абз. 1 ч. 3 ст. 17 АПК РФ).

При этом в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК РФ не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Следовательно, в рассматриваемом случае юридическое лицо, в отношении которого заявлен иск, не вправе ходатайствовать о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, так как дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, возникают из публичных правоотношений.

Данная позиция подтверждается также в п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82.

Н. В.Заречная

Аудиторско-консалтинговая группа

"АИС"

17.05.2007