Организация (ООО) приобретает программу "клиент-банк", с помощью которой осуществляет операции по расчетному счету. За использование указанной программы один раз в месяц банк взимает фиксированную плату. Каков порядок учета указанных расходов в целях исчисления налога на прибыль, если общество применяет метод начисления?

Ответ: На основании ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

При этом расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент-банк".

Порядок признания расходов при методе начисления установлен в ст. 272 НК РФ. Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Согласно п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, расходы, связанные с установкой и эксплуатацией электронной системы документооборота "клиент-банк", необходимо учитывать для целей налогообложения прибыли как внереализационные и признавать их в отчетном (налоговом) периоде при условии соблюдения требований ст. 252 НК РФ.

Г. А.Ковальчук

Аудиторско-консалтинговая группа

"АИС"

11.05.2007