Налогоплательщик нарушил срок представления налоговой декларации по единому социальному налогу по итогам налогового периода на один полный и один неполный календарный месяц. В каком порядке в данном случае следует исчислить штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ: исходя из всей суммы налога, начисленной за налоговый период, либо исходя из суммы налога, подлежащей доплате на основании этой декларации (за IV квартал)?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 7 ст. 243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В то же время согласно п. 3 ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Минфин России в Письме от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224 разъяснил, что НК РФ разграничивает понятия "налоговая декларация" и "расчет авансовых платежей по налогу", предусматривая необходимость представления в налоговый орган как декларации, так и расчета по налогу.

В п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 отмечено, что предусмотренный ст. 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по единому социальному налогу.

Из анализа вышеизложенных норм и позиции, отраженной в Письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224, штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, в данной ситуации следует исчислить исходя из всей суммы налога, начисленной за налоговый период.

В то же время следует отметить, что в арбитражной практике по данному вопросу встречаются противоположные мнения. Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 19.04.2006 N А08-9339/05-20 указано, что размер налоговой санкции должен, в частности, также обусловливаться размерами потерь государственной казны от неправомерного поведения налогоплательщика. Законодательство о налогах и сборах предусматривает обязанность по представлению налоговой декларации именно в целях контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов. С учетом данных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что размер штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ следует исчислять исходя из суммы налога, которая по данной налоговой декларации еще не уплачена. Поскольку налогоплательщик путем полной и своевременной уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу исполнял обязанность по уплате налога, налоговый орган неправомерно исчислил суммы штрафа по данным графы "начислено".

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

11.05.2007