О праве налоговых органов доначислить налоги и пени в отношении деятельности по сдаче имущества в аренду исходя из рыночных цен; о нераспространении нормы п. 2 ст. 3 НК РФ на платежи, не обладающие характером налогового платежа

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 мая 2007 г. N 03-02-07/1-227

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу применения цен для целей налогообложения при сдаче имущества в аренду и сообщается следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Согласно п. 2 указанной статьи Кодекса налоговым органам предоставлено право контролировать правильность применения цен по сделкам в отдельных случаях, предусмотренных этим пунктом: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг).

Согласно п. 13 указанной статьи Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Постановлением Правительства г. Москвы от 14.10.2003 N 861-1Ш, указанным в письме, установлены льготные и минимальные ставки арендной платы, предназначенные для расчета арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности г. Москвы. При этом отнесение таких ставок к государственным регулируемым не предусмотрено.

Учитывая изложенное, полагаем, что налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов и пеней исходя из рыночных цен.

2. Согласно п. 2 ст. 3 Кодекса налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Указанная норма применяется к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, и не распространяется на платежи, не обладающие характером налогового платежа.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

11.05.2007