Угон автомобиля как "соцветие" правовых вопросов

(Левинова Т., Ефимов Р.)

("Российская юстиция", N 8, 1999)

Текст документа

УГОН АВТОМОБИЛЯ

КАК "СОЦВЕТИЕ" ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ

Т. ЛЕВИНОВА, Р. ЕФИМОВ

Т. Левинова, начальник отделения правового обеспечения штаба УВД Ярославской области.

Р. Ефимов, юрисконсульт того же отделения.

Перефразировав известное выражение, можно утверждать, что на сегодняшний день автомобиль в России - не просто средство передвижения, а символ преуспевания и личной свободы его владельца. Именно поэтому обычная, с точки зрения права, движимая вещь - автомашина - на практике приобретает особый статус, а его владелец сталкивается с целым "соцветием" правовых проблем под кодовым названием "автомобиль". Весьма показательной в этом отношении является сложившаяся практика купли - продажи автотранспортных средств. Еще больше проблем возникает, когда автомашина похищена у собственника, а затем усилиями правоохранительных органов обнаружена и требуется ее изъятие. В данном случае сложности возникают при применении норм гражданского, административного и уголовно - процессуального права.

Порядок приобретения автотранспорта. В настоящее время широко распространены следующие способы отчуждения автотранспортных средств: автомобили нередко "продают" по доверенности. В этом случае для сторон нет необходимости составлять какой-либо нотариально заверенный документ. Поскольку ст. 185 ГК РФ допускает простую письменную форму доверенности, отпадает нужда и в регистрации транспортного средства в органах ГИБДД.

Не меньшей популярностью пользуется и "оформление купли - продажи" через автофирмы, которые выдают так называемые справки - счета. Этот способ приобретения автомобиля в настоящее время считается наиболее простым и дешевым, к тому же не создающим особых проблем при регистрации транспортного средства в ГИБДД.

Меньшее распространение, как это ни парадоксально, имеет третий способ - отчуждение транспортного средства по договору купли - продажи, заключенному в простой или нотариальной форме. Рассмотрим эти способы отчуждения транспортных средств более подробно.

Очевидно, что излюбленный на автомобильных рынках способ "приобретения автомобиля по доверенности" ни в малейшей степени не соответствует гражданскому законодательству и - что самое главное - не создает желаемых сторонами правовых последствий. Судебная практика в этой связи, как правило, не испытывает каких-либо особых затруднений.

Так, К. "купил по доверенности" автомобиль ВАЗ-2109 у Д. В дальнейшем Д. был привлечен к уголовной ответственности, в связи с чем автомобиль как принадлежащий на праве собственности Д. по постановлению следователя у К. был изъят. Тот обратился в суд с жалобой на неправомерные, по его мнению, действия сотрудников милиции и требованием о возвращении автомобиля. Районный суд в удовлетворении жалобы отказал, указав, что он не приобрел право собственности на автомобиль и, следовательно, не вправе требовать возвращения транспортного средства.

Действительно, в данной ситуации отчуждение автомобиля по доверенности - типичный пример притворной сделки, когда выдача доверенности прикрывает собой договор купли - продажи. Однако вызывает сомнение законность не только подобного рода сделки "отчуждения транспортных средств по доверенности", но и вообще сама возможность выдачи "доверенности на право управления транспортным средством".

В силу ст. ст. 182, 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства, т. е. совершения сделок, перед третьими лицами. В действительности же лицо, имеющее так называемую "доверенность на право управления автомобилем", совершает отнюдь не сделки, т. е. юридические действия, а лишь фактически владеет и пользуется транспортным средством. Отсюда следует вывод, что в соответствии с требованиями гражданского законодательства такого рода отношения должны оформляться путем заключения либо договора аренды, либо договора безвозмездного пользования. Юридическая конструкция доверенности, на наш взгляд, в данном случае вообще неприменима.

В литературе для разрешения этой коллизии предлагалось ввести специальную "доверенность на право управления", которая с доверенностью в смысле гражданского законодательства не будет иметь ничего общего. Это предложение кажется не совсем удачным, поскольку способствует смешению двух одноименных понятий с разным правовым содержанием. В то же время, как представляется, нет никаких препятствий к внесению изменений в установленную форму регистрационных документов с тем, чтобы владелец автомашины непосредственно в них мог перечислить тех своих близких родственников, которым он разрешает пользоваться автомашиной. При передаче транспортного средства во владение и пользование всем иным лицам, безусловно, должен заключаться либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования имуществом. Причем целесообразно ввести специальную регистрацию этого договора в органах ГИБДД в целях пресечения незаконной практики "продажи автотранспорта по доверенности".

Не меньше нареканий вызывает и популярный способ отчуждения подержанного автотранспорта через автофирмы путем оформления так называемой справки - счета.

Как показывает практика, справка - счет в большинстве случаев представляет собой суррогат письменной формы договора комиссии. В реальности договор комиссии, связанный с отчуждением подержанного автотранспорта, чаще всего также является притворной сделкой, прикрывающей договор купли - продажи.

Думается, государство в состоянии навести порядок в этой области, для чего требуется внесение комплексных изменений в действующее законодательство.

Первое. Установить обязательную нотариальную форму для сделок с автотранспортными средствами при одновременном максимальном снижении размера соответствующей государственной пошлины.

Второе. В порядке реформирования и расширения сферы деятельности ГИБДД передать функцию по удостоверению договоров купли - продажи транспортных средств указанным органам, которые могли бы делать соответствующие отметки на договоре купли - продажи при снятии и постановке транспортного средства на учет. Подобные меры позволят не только пресечь деятельность недобросовестных предпринимателей, но и пополнят казну, а также будут способствовать обеспечению защищенности прав приобретателей автотранспорта.

Право собственности на транспортное средство и государственная регистрация автомобилей в органах ГИБДД. Как отмечалось, действующее законодательство не предъявляет особых требований к форме договора купли - продажи автотранспортных средств, допуская его заключение в простой письменной форме. В связи с введением в действие Гражданского кодекса РФ на практике нередко возникает вопрос о правовой природе государственной регистрации транспортных средств.

Анализ действующего гражданского законодательства позволяет говорить о следующих видах государственной регистрации. ГК РФ предусматривает, во-первых, государственную регистрацию права собственности и иных вещных прав на имущество (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131, ст. 551 ГК РФ) и, во-вторых, государственную регистрацию сделок (ст. 164, п. 2 ст. 558, п. 3 ст. 560, ст. 609 ГК РФ).

В то же время согласно п. 2 ст. 131 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Следовательно, ГК различает три самостоятельных понятия: государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним и специальную регистрацию (учет) отдельных видов имущества, причем в последнем случае регистрация (учет) не носит правообразующего характера.

Сущность государственной регистрации (учета) автотранспортных средств определяется Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и Приказом МВД России от 26 ноября 1996 г. N 624 "О порядке регистрации транспортных средств".

Указанными нормативными правовыми актами устанавливается государственная регистрация автотранспортных средств и прицепов к ним, т. е. регистрация предметов сделок, а не самих сделок или прав на имущество. Следовательно, в данном случае речь идет о специальной регистрации автотранспортных средств, которая носит чисто административный характер и, как следует из названного Постановления Правительства РФ, имеет основной целью обеспечение полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 1.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции (далее - Правила регистрации), утвержденных Приказом МВД России от 26 ноября 1996 г. N 624, регистрация транспортного средства осуществляется их собственниками в течение 5 суток после приобретения, т. е. уже после возникновения права собственности у приобретателя.

Отсюда следует вывод, что право собственности на транспортное средство возникает в общем порядке, т. е. с момента передачи вещи. При этом следует заметить, что регистрация автомашины не является обязательным элементом формы сделки по отчуждению транспортного средства и поэтому никак не влияет на момент заключения договора купли - продажи.

Обеспечение прав добросовестного приобретателя автомашины в случае задержания и изъятия транспортного средства. Не менее актуальны, чем правовые вопросы приобретения автомототранспортных средств, проблемы, связанные с правовыми основаниями их изъятия у владельцев в случае обнаружения признаков подделки или изменения номеров агрегатов автомобиля.

Порядок задержания транспортного средства в соответствии с ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливается МВД России. Нормативными правовыми актами, определяющими такой порядок, являются: Инструкция по розыску автомототранспортных средств, утвержденная Приказом МВД России от 17 февраля 1994 г. N 58, Инструкция по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденная Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130, Приказ МВД России от 29 июля 1997 г. N 466 "О внесении изменений и дополнений в нормативные акты МВД России".

После задержания транспортного средства, произведенного на основании ст. 245 КоАП РСФСР, органами внутренних дел, как правило, проводится соответствующая проверка. Дело в том, что на момент задержания во многих случаях еще достоверно не известно, действительно ли данная автомашина украдена и находится в розыске. Обычно номера агрегатов автомобиля изменены, и в распоряжении органов внутренних дел зачастую имеется лишь оперативная информация о том, что транспортное средство числится в розыске. Данная информация может быть подтверждена или опровергнута предварительной (доследственной) проверкой, осуществленной в порядке, предусмотренном ст. 109 УПК РСФСР. В ходе этой проверки с целью установления подлинных реквизитов автомобиля может проводиться криминалистическое исследование, которое необходимо отличать от экспертизы, назначаемой только после возбуждения уголовного дела. В итоге по результатам проверки принимается одно из следующих решений: об отказе в возбуждении уголовного дела; о возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.

Выявление признаков подделки регистрационных документов на транспортное средство или номеров отдельных его агрегатов далеко не всегда ведет к возбуждению уголовного дела. В случае отказа в возбуждении уголовного дела вопрос о регистрации транспортного средства решается уже не на основании норм уголовно - процессуального законодательства, а в соответствии с Правилами регистрации.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела возникающие в процессе расследования отношения регулируются уголовно - процессуальным законодательством.

Исходя из того, что одной из форм возмещения причиненного преступлением материального ущерба является реституция, правоохранительные органы восстанавливают имущественное положение потерпевшего, в том числе и путем возвращения ему похищенного имущества и материальных ценностей, являющихся вещественными доказательствами по делу.

При рассмотрении проблемы обеспечения полного возмещения потерпевшему причиненного преступлением ущерба необходимо особо обратить внимание на то, что окончательное решение по предъявленному в рамках уголовного дела гражданскому иску, а также судьбе вещественных доказательств принимается судом и согласно ст. 317 УПК должно содержаться в резолютивной части приговора. Если же уголовное дело прекращается на стадии предварительного расследования, то в соответствии с требованиями ст. 209 УПК в постановлении о прекращении уголовного дела вопрос о вещественных доказательствах должен быть разрешен следователем.

Вроде бы расставлены все точки над "i". Правовые основания для задержания транспортного средства и возмещения причиненного преступлением вреда как будто налицо. Однако человеку, который полжизни копил деньги на автомобиль, от мысли о том, что изъятие осуществляется совершенно правомерно, безусловно, не легче. Перед ним, прежде всего, стоит вопрос, каким способом он может наиболее эффективно защитить свои права. На наш взгляд, в данной ситуации возможны следующие способы защиты имущественных интересов добросовестного приобретателя транспортного средства.

С одной стороны, он как лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявлять к обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого, гражданский иск, который рассматривается судом совместно с уголовным делом (ст. 29 УПК РСФСР). Однако это можно сделать лишь в случае, когда установлены лица, угнавшие автомобиль у первоначального собственника. Очевидно, что с практической точки зрения данный способ малоэффективен.

Гораздо более действенным представляется иной вариант. Согласно ст. 461 ГК РФ при изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора купли - продажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки. В том случае, если автомашина была приобретена в автофирме по справке - счету, покупатель вправе предъявить свои требования непосредственно к ней, поскольку согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер (т. е. автофирма, принявшая автомобиль на комиссию), хотя комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Следует принимать во внимание, что ссылки автофирмы на отсутствие у нее сведений о том, что проданный автомобиль был угнан, не могут служить основанием освобождения ее от ответственности, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, несет ответственность при отсутствии вины на началах риска.

Практические выводы и предложения. В целях точного соблюдения требований действующего законодательства приобретение транспортного средства целесообразно оформлять путем заключения договора купли - продажи.

Для повышения защищенности прав приобретателей автотранспорта и обеспечения законности в сфере оборота транспортных средств необходимо повысить требования, предъявляемые к автофирмам, обязав их иметь специальную площадку для выставления комиссионного автотранспорта, штат специалистов, осуществляющих предпродажную подготовку, и т. п. Также возможно установление обязательной нотариальной формы для сделок с автотранспортными средствами при одновременном максимальном снижении соответствующего размера государственной пошлины. Разумным представляется предложение об осуществлении функций по удостоверению договоров купли - продажи транспортных средств, а также регистрации договоров аренды транспортных средств органами ГИБДД.

Основания для административного задержания транспортного средства в случае обнаружения изменения номеров агрегатов и подделки регистрационных документов пусть и не совсем четко, но установлены действующим административным законодательством. В целях совершенствования правового регулирования необходимо, как мы считаем, дополнить ст. 245 КоАП РСФСР новой частью следующего содержания:

"В случае обнаружения признаков подделки документов, предусмотренных правилами дорожного движения, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) транспортное средство подлежит задержанию в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации".

Название документа