Организация (далее - инвестор) осуществляет строительство объектов газового комплекса посредством заключения договоров на реализацию инвестиционных проектов. Дочерние организации (далее - заказчики), являющиеся взаимозависимыми лицами для целей налогообложения на основании ст. 105.1 НК РФ, привлекают взаимозависимых с инвестором подрядчиков, в том числе ОАО (далее - подрядчик)
Сумма доходов по сделкам между подрядчиком и каждым заказчиком не превышает суммового критерия, установленного пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ), и сделки не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.
Общая сумма доходов по сделкам, совершаемым подрядчиком со всеми заказчиками, превышает суммовой критерий, установленный пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ.
В договорах между заказчиками и подрядчиком не указывается, что заказчики действуют в рамках реализации инвестиционных проектов инвестора и, соответственно, у подрядчика отсутствуют достоверные сведения об объемах сделок, совершенных подрядчиком, результаты которых в конечном итоге будут переданы инвестору.
Также подрядчик заключает сделки на выполнение определенных видов работ непосредственно с инвестором, но сделки не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.
По каким сделкам у подрядчика возникает обязанность представлять в налоговые органы уведомление о контролируемых сделках:
- по сделкам между взаимозависимыми лицами - подрядчиком и отдельными заказчиками, подрядчиком и инвестором, если сделки признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ;
- по всем сделкам между подрядчиком и заказчиками, подрядчиком и инвестором, если сумма доходов по сделкам превысит суммовой критерий, установленный пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 2013 г. N 03-01-18/44927
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения ст. ст. 105.14 и 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
В соответствии со ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 Кодекса.
Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.
По мнению Департамента, для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.
Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, возникающей, в частности, при применении п. 10 ст. 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. С.КИЗИМОВ
24.10.2013