Организацией, осуществляющей оптовую торговлю алкогольной продукцией, представлена в налоговую инспекцию декларация об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на электронном носителе (версия 3.00) за IV квартал 2006 г. Налоговой инспекцией составлен протокол о привлечении к административной ответственности организации за несвоевременное представление декларации по версии 3.01. Определение налогового органа о возбуждении административного производства и уведомление о составлении протокола об административном правонарушении составлены в отсутствие представителя организации и получены организацией почтовым отправлением с уведомлением после направления утвержденного налоговым органом постановления о привлечении к административной ответственности в суд. Правомерно ли это?

Ответ: Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядок представления деклараций и формы деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п. 6 указанного Положения декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате.

Приказом ФНС России от 27.09.2006 N САЭ-3-13/633@ изменен формат представления деклараций в электронном виде с версии 3.00 на версию 3.01.

Статья 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Поскольку в силу вышеуказанной ст. 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за непредставление декларации в установленный срок, а не за ее представление по неустановленной форме, то представление организацией декларации по ранее действовавшей форме (формату) означает отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, и протокол налогового органа признается незаконным в судебном порядке.

Составление протокола и вынесение налоговым органом в тот же день постановления о привлечении к административной ответственности без надлежащего уведомления организации, в отношении которой применяются меры, предусмотренные административным законодательством, то есть рассмотрение дела об административном правонарушении без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, означает лишение организации права на законное и полное рассмотрение дела об административном правонарушении, что в соответствии с требованиями п. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 является основанием для отмены оспариваемого решения.

В. П.Колодий

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

02.05.2007