Кто ответит за списание средств?

(Романова Н.)

("Бизнес-адвокат", N 14, 1999)

Текст документа

КТО ОТВЕТИТ ЗА СПИСАНИЕ СРЕДСТВ?

Н. РОМАНОВА

Н. Романова, зам. начальника налогового департамента Молодежного союза юристов России.

По общему правилу денежные средства со счета предприятия могут быть списаны с согласия плательщика. Вместе с этим законодательство предусматривает ряд исключений. В этой связи интересен не только анализ порядка бесспорного списания денежных средств, но и правовые последствия такого списания.

Общие правила

Взаимоотношения между банком и клиентом (владельцем счета) регулируются действующим законодательством РФ, в частности: Гражданским кодексом РФ, "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" (Приложение к письму Банка России от 9 июля 1992 г. N 14 в ред. от 26 декабря 1997 г.), а также договором. Списание денежных средств со счета определяется следующим.

Во-первых, очередностью платежей. Она поставлена в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на счете. В первом случае - когда сумма денежных средств достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, - списание производится в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность). Во втором случае списание осуществляется в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855 ГК РФ. В последнее время данный вид очередности вызывал много споров, причем в Постановлении Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" от 23 декабря 1997 г. N 21-П не расставлены все точки над "i".

Следует подчеркнуть, что календарная очередность платежей применяется, "если иное не предусмотрено законом" (п. 1 ст. 855 ГК РФ). Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Иной, отличный от календарной очередности, порядок списания денежных средств может быть предусмотрен "законом", то есть не только Федеральным законом, но и Законом субъекта Российской Федерации. Сравнительная относительность того, в какой очередности должны осуществляться платежи, напоминает анекдот о программисте, которого супруга оставила присмотреть за тремя сумками. Возвратившись из магазина, она увидела мужа с двумя сумками, который на ее вопрос, где же третья, заявил, что сумок все же три. "А где же третья?" - спросила жена. "Давай посчитаем, - ответил муж, - ноль, один, два... (в языках программирования ноль имеет функциональное значение)".

Во-вторых, принципиальное значение имеет распоряжение клиента. Под распоряжением, дающим основание для списания в бесспорном порядке средств с владельца счета, понимается "непосредственное указание банку о бесспорном списании с него, при указанных им обстоятельствах, соответствующих сумм конкретным кредиторам по конкретному договору" (письмо ВАС РФ от 4 января 1995 г. N С3-8/ОП-4).

Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по факсу), если иное не оговорено указаниями Центрального Банка России. К таким указаниям Центрального банка РФ можно отнести "Временное положение о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями". Действующее "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" предусматривает использование при безналичных расчетах платежных поручений, чеков, аккредитивов и платежных требований - поручений (данный перечень является исчерпывающим).

Рассмотрим каждый из вышеуказанных документов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. При расчетах чеками владелец счета дает распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчетные чеки) уплатить сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Аккредитив представляет собой обязательство банка, по которому банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве.

Платежное требование - поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. При согласии оплатить платежное требование - поручение плательщик оформляет его надлежащим образом (подписывает, ставит печать и т. п.) и сдает в банк.

В-третьих, названным Положением расчеты платежными требованиями отменены. Однако банки, в соответствии с заключенными договорами, "вправе принимать платежные требования" (абз. 6 письма Банка России от 9 июля 1992 г. N 14 в ред. от 26 декабря 1997 г.). При этом в основном недействующие нормы "Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве" (утв. Госбанком СССР 30 сентября 1987 г. N 2 в ред. от 2 октября 1992 г.) сохранили свою силу в части, относящейся к порядку приема, учета и хранения платежных требований и инкассовых поручений на списание средств со счета предприятия (телеграмма Банка России от 2 октября 1992 г. N 218-92).

При взыскании средств на основании исполнительных и приравненных к ним документов взыскатели представляют в банк инкассовое поручение (форма N 0401001) со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа (к приравненным документам относится, в частности, распоряжение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы по претензии).

Кроме того, при определении очередности следует учитывать нормы, содержащиеся в отдельных законах. Так, в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке (п. 2 ст. 70 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ).

Исключения из правил

Несмотря на то что общие правила списания денежных средств уже содержат ряд исключений, существуют и другие основания для списания средств, когда в распоряжении владельца счета нет необходимости. В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК РФ списание денежных средств без распоряжения клиента допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Рассмотрим каждое из вышеуказанных исключений отдельно.

Решение суда представляет собой акт уполномоченного органа, разрешающий спор по существу. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами - никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Помимо гражданских (общих) судов и арбитража, хозяйственные споры между сторонами могут быть переданы на рассмотрение третейского суда. В случае неисполнения ответчиком решения в установленный третейским судом срок истец вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче приказа на принудительное исполнение решения.

Случаи, установленные законом, - это специальные оговорки в законах, на основании которых допускается безакцептное (бесспорное) списание денежных средств.

Отдельно следует отметить Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. N 1734-1 (в ред. от 31 июля 1995 г.). Согласно ст. 14 упомянутого Закона, "платежи, взысканные с предприятий и иных юридических лиц, перечисляются в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке". При этом изъятие средств юридических лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов и других обязательных платежей, установленных законом, допускается только по решению арбитражного суда.

Кроме того, впредь до внесения в соответствии с решением Конституционного Суда РФ изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ, "при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации к первой и второй очереди".

Как показывает практика, деньги списываются в безакцептном порядке не только на основании закона, как такового. В этой связи возникают справедливые сомнения в обоснованности безакцептного списания денежных средств, когда такое списание осуществляется на основании иных нормативных актов. Как уже было отмечено, порядок списания денежных средств определен в ст. ст. 854, 855 ГК РФ, то есть в так называемой "второй части ГК РФ". При этом "до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Кодекса" (ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ). Именно вышеуказанными нормами и следует руководствоваться при оценке обоснованности безакцептного списания средств со счета. Однако не следует полагаться исключительно на закон и пытаться оспорить якобы неправомерное списание денежных средств. Подтверждение этому - существующий порядок расчетов с естественными монополиями.

Субъекты естественных монополий в отношениях с потребителями руководствуются подзаконными актами, которыми определен безакцептный порядок списания денежных средств. Так, Постановлением Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 установлены расчеты с потребителями, кроме жилищно - коммунальных, бюджетных организаций и населения, за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения без акцепта плательщиков. Постановлением ВС РФ от 19 мая 1993 г. N 4986-1 установлено, что расчеты потребителей, кроме населения, с предприятиями связи за оказываемые услуги связи производятся также без акцепта плательщиков. Причем во всех случаях расчеты осуществляются "по действующим тарифам" на основании показаний счетчиков и других приборов.

Возможность оспаривания в суде указанных постановлений осложняется тем, что по мнению ВАС РФ Постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. N 4725-1, установившее безакцептный порядок расчетов с потребителями продукции и услуг коммунальных, энергетических и водопроводно - канализационных предприятий, имеет силу закона и впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу сохраняет свое значение" (письмо ВАС РФ от 25 июня 1996 г. N С3-8/ОП-366). Примечательно, что безакцептный порядок списания применяется и за перерасход лимитов мощности и электропотребления.

Договор между банком и клиентом - еще одно основание для бесспорного списания денежных средств. Если плательщик и кредитор в заключенный ими договор включили условие, дающее кредитору право на бесспорное списание причитающихся ему сумм, плательщик обязан сообщить банку письменно об этом условии и о своем согласии на бесспорное списание сумм. В письме банку или в тексте договора банковского счета должно быть указано, какой кредитор вправе списывать с должника суммы в бесспорном порядке и за какую продукцию (товар, оказанные услуги, выполненные работы и т. п.). "В этих случаях банк при решении вопроса о праве кредитора на бесспорное списание с должника средств должен руководствоваться указанным письмом плательщика или договором, заключенным с банком" (письмо ВАС РФ от 20 мая 1993 г. N С-13/ОП-167). Вышеуказанные рекомендации ВАС РФ не могут применяться к отношениям, связанным с межбанковскими расчетами, поскольку корреспондентские счета банков в отличие от счетов предприятий и организаций используются для отражения операций по межбанковским расчетам, проводимым как в интересах самого банка (владельца счета), так и его клиентов (письмо ВАС РФ от 18 августа 1994 г. N С1-7/ОП-582).

Могут ли быть иные случаи бесспорного списания денежных средств? Конечно. Например, если право на бесспорное взыскание средств с должника не может быть реализовано, кредитор имеет право предъявить требование к поручителю, несущему в соответствии с договором субсидиарную ответственность. Так, в одном деле банк - кредитор обратился в арбитражный суд с иском к поручителю о взыскании соответствующей суммы, поскольку выставленное банком к счету должника платежное требование, оплачиваемое без акцепта, не было полностью погашено в связи с недостаточностью денежных средств на счете.

Договором поручительства предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя за исполнение кредитного договора заемщиком. Согласно кредитному договору банку предоставлялось право при наступлении срока возврата суммы займа списать ее с ведущегося у него счета заемщика. Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 399 ГК РФ, поскольку кредитор не утратил возможности бесспорного взыскания средств с основного должника. Вышестоящая судебная инстанция решение отменила и иск удовлетворила, указав, что требование банка не могло быть удовлетворено путем бесспорного взыскания в связи с отсутствием средств на счете. При этих условиях кредитор имел право обратиться к поручителю, несущему субсидиарную ответственность.

Новеллы налогового кодекса

Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) определяет, что взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, а с физического лица - в судебном. При этом возможны случаи, когда взыскание в бесспорном порядке не допускается. Так, согласно ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

- юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

- юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Примечательно, что в рамках гражданского права юридическая квалификация сделок может осуществляться только судом: "при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений" (ст. 431 ГК РФ). Очевидно, что вышеназванная ст. НК РФ допускает широкое толкование полномочий налоговых органов отнюдь не в пользу налогоплательщика.

При рассмотрении порядка бесспорного взыскания денежных средств представляет интерес и практика Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ). Учитывая множество комментариев к постановлениям КС РФ, хочется остановиться лишь на ключевых моментах. Итак, КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие налоговой полиции право производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов в бесспорном порядке без их согласия. Налоговый орган вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. В случае обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика.

Правовые последствия списания

Сразу следует отметить, что правовые последствия списания денежных средств не могут быть определены однозначно. И дело тут даже не в правомерности списания (или отсутствии таковой), а в специфике правовых отношений между конкретными хозяйствующими субъектами. Общим для бесспорного порядка списания средств является характер списываемых сумм.

Представляют интерес правовые определения санкций, взыскиваемых в безакцептном порядке (недоимка, пеня и т. д.). Под недоимкой понимается сумма не внесенного в срок налога. Пеня - дополнительный платеж - компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. В гражданском праве неустойкой (штрафом, пеней) признается денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Также обращают на себя внимание наиболее типичные ошибки, встречающиеся при рассмотрении в судах дел, связанных со списанием денежных средств. На первом этапе истец сталкивается с проблемой формулировки исковых требований. При этом часто происходит отступление от тех норм законодательства, которым надо следовать неукоснительно. Прежде всего, имеется в виду ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Перечень дел, подведомственных суду, а именно это определено в данной статье АПК РФ, не подлежит расширительному толкованию - поэтому исковые требования должны строго отвечать предусмотренной Кодексом форме.

Необходимо подчеркнуть, что арбитражному суду неподведомственны дела о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания.

Учитывая то, что денежные средства относятся к имуществу, исковые требования в рассматриваемой категории дел носят имущественный характер и, следовательно, сумма государственной пошлины поставлена в прямую зависимость от суммы иска. Формулировка иска также затрагивает вопросы уплаты государственной пошлины, так как истец нередко пытается в одном исковом заявлении соединить несколько исковых требований. Соединение нескольких требований может иметь место, когда они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам (в частности, о взыскании невозвращенного кредита, процентов за пользование кредитом и неустойки; о признании недействительным акта и о возврате сумм, уплаченных на основании этого акта; о взыскании стоимости недостачи, полученной по нескольким транспортным документам и оформленной одним актом приемки или оплаченной по одному расчетному документу). Предъявление дополнительного требования производится по общим правилам предъявления исков и соответственно оплачивается отдельно. В любом случае арбитражный суд может признать совместное рассмотрение требований нецелесообразным и отказать в их совместном рассмотрении.

Расчет суммы иска также часто вызывает трудности. При этом определение процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, может иметь место только в качестве меры ответственности за неисполнение денежного обязательства. К иным (не денежным) обязательствам данная статья Кодекса не применяется.

В спорах с налоговыми органами необходимо учитывать следующее. При применении ст. 24 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 (в ред. от 21 июля 1997 г.) следует исходить из того, что установленный данной статьей шестилетний срок давности на списание сумм в бесспорном порядке распространяется и на финансовые санкции. Согласно статье 24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. В связи с тем, что при отсутствии норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (ст. 11 АПК РФ), срок давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам распространяется и на взыскание финансовых санкций за нарушения налогового законодательства.

Также следует учитывать выводы многочисленных постановлений Конституционного Суда РФ. Отмечу лишь одно из них - Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" от 17 декабря 1996 г. N 20-П. И хотя оно было широко освещено, хотелось бы подчеркнуть следующее. Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ положения Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие органам налоговой полиции право взыскивать с юридических лиц суммы штрафов, а также всю сумму сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. В данном случае бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных сумм без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией - принимается решение о производстве взыскания.

Название документа