На территории организации работает столовая, в которой питаются исключительно работники организации. Блюда реализуются сотрудникам по их себестоимости. Площадь зала обслуживания столовой составляет 108 кв. м. Обязана ли организация в отношении деятельности столовой применять систему налогообложения в виде ЕНВД?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Прежде всего отметим, что, по мнению Минфина России, деятельность столовой организации, оказывающей услуги питания только своим работникам за плату, подлежит переводу на уплату ЕНВД (см. Письма Минфина России от 27.03.2006 N 03-11-04/3/157, от 17.03.2006 N 03-11-04/3/141, от 02.03.2006 N 03-11-04/3/101).

Однако, на наш взгляд, данная позиция Минфина России не бесспорна по следующим основаниям.

На уплату ЕНВД переводится именно предпринимательская деятельность по оказанию услуг общественного питания (пп. 8, 9 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27, п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).

При этом предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

В рассматриваемой ситуации деятельность столовой не приводит к образованию самостоятельной предпринимательской деятельности организации в сфере общественного питания, поскольку направлена исключительно на обеспечение питания своих работников, т. е. на создание работникам более комфортных условий труда.

Следовательно, деятельность налогоплательщика по организации питания своих сотрудников не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД, так как отсутствует одно из условий перехода на уплату единого налога - наличие предпринимательской деятельности.

Аналогичного мнения придерживаются арбитражные суды (см. подробнее Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2006 N А56-8502/2005, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2006 N Ф04-4704/2005(20529-А27-37), от 30.08.2006 N Ф04-5402/2006(25692-А03-41), ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2005 N А19-30971/04-43-Ф02-3841/05-С1).

В то же время нельзя не отметить, что по рассматриваемому вопросу отдельные арбитражные суды придерживаются позиции Минфина России, изложенной выше (см. Постановления Уральского округа от 31.05.2006 N Ф09-4434/06-С7, от 30.05.2006 N Ф09-4517/06-С1).

Как видим, рассматриваемый вопрос может быть спорным, и даже у арбитражных судов не выработано однозначного подхода к его решению. В связи с этим предлагаем налогоплательщику принять решение самостоятельно с учетом вышеизложенной информации.

Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

При этом считаем необходимым отметить, что письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и носят исключительно рекомендательный характер (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, п. п. 8, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти").

Т. А.Аушев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

28.04.2007