В соответствии с п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения специального и (или) особого водопользования. В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Законодательство, действовавшее в I квартале 2007 г., не содержало определения понятия специального и (или) особого водопользования. Так, в соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ под водопользованием понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Понятия "водопользование" и "специальное водопользование" и (или) "особое водопользование" не являются тождественными.

Конституционный Суд РФ в Определении от 18.01.2005 N 24-О указал, что при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина путем истолкования положений налогового законодательства в их системной связи необходимо использование норм иных отраслей законодательства.

Содержание института "плательщик водного налога" невозможно определить путем истолкования положений налогового законодательства, однако и отраслевое законодательство не позволяет определить плательщика водного налога, не раскрывая таких понятий, как особое и специальное водопользование.

Кто является налогоплательщиком водного налога?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 октября 2013 г. N 03-06-06-02/44478

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минфина России от 23.03.2005 N 45н утратил силу с 28.12.2012 в связи с изданием Приказа Минфина России от 15.06.2012 N 82н.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога и сообщает, что в соответствии с п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем отмечаем следующее.

Согласно ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

Не признаются налогоплательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения с 1 января 2007 г. в действие Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс).

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2007 г., специальное водопользование - это водопользование с применением специальных сооружений, технических средств и устройств, а особое водопользование - водопользование, осуществляемое в установленном Правительством Российской Федерации порядке, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также использование для иных государственных и муниципальных нужд водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

Указанное водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке на срок до 25 лет.

Статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения Водного кодекса с 1 января 2007 г., сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Вместе с тем водопользователи, в соответствии с Водным кодексом, вправе заключить договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Таким образом, организация, которой лицензия на водопользование предоставлена до вступления в силу Водного кодекса, является плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии на водопользование или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. В.САЗАНОВ

23.10.2013