Правомерно ли указание в одной справке, прилагаемой к ГТД, различных партий спиртосодержащей продукции разного наименования? Если нет, подлежит ли такая продукция изъятию из оборота? Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности в случае поставки или розничной продажи спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции?
Ответ: Согласно Правилам заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872, справка заполняется на каждую партию товара одного наименования, помещенного под таможенный режим выпуска товара для внутреннего потребления. В позиции "Наименование товара" указывается полное наименование товара (коммерческое или иное) с добавлением сведений о товарном знаке, марке и других технических и коммерческих характеристик, а также сведения о качественном составе товара.
Таким образом, указание в одной справке различных партий разных наименований является нарушением и противоречит действующему законодательству, и в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" такая продукция подлежит изъятию из незаконного оборота в установленном порядке.
Кроме этого, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
В соответствии с п. 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864, при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только разд. "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части разд. "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части разд. "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В п. 3 разд. "А" справки, утвержденной Постановлением N 864 (в позиции "Сертификат соответствия"), указываются сертификаты соответствия на каждое наименование отгружаемой продукции с указанием выдавших их органов, номера и даты выдачи.
Согласно ст. 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежит спирт этиловый, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если она реализуется без сертификатов соответствия.
С учетом изложенного при реализации спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции продавец должен иметь на продукцию сертификат соответствия или его копию, заверенную в установленном порядке, а также справку к товарно-транспортной накладной, в которой отражены сведения о сертификате соответствия, являющиеся подтверждением соответствия товара установленным требованиям.
На основании п. 16 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ к обороту относятся закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В случае выявления нарушений указанных выше требований законодательства по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должностные лица налоговых органов, уполномоченные осуществлять государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, которые согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают судьи.
Е. С.Васюкова
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
12.04.2007