Правовое регулирование труда лиц, осужденных к лишению свободы

Д.Д. РЕПРИНЦЕВ

Репринцев Д., Воронежская государственная лесотехническая академия.

Труд лиц, осужденных к лишению свободы, является важным средством их воспитания, а также поддержания порядка и дисциплины в местах отбывания наказания. Кроме того, трудовая деятельность осужденных имеет большое экономическое значение как для исправительного учреждения, так и для самих осужденных. Именно поэтому согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться. При этом принцип обязательности труда отнюдь не свидетельствует о нарушении ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд. Этот принцип базируется на международно-правовых нормах, которые не рассматривают обязательный труд осужденных к лишению свободы как вид принудительного труда.

Статья 4 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), дающая определение принудительному труду, также не включает в него "работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров".

Анализ законодательства, регулирующего труд осужденных, показывает, что большинство его норм соответствует нормам трудового законодательства. При этом в УИК РФ данные нормы либо дублируют трудовое законодательство, либо прямо отсылают к ТК РФ. Однако общеобязательность труда осужденных и специфика условий их жизнедеятельности делает невозможным регулирование их труда в полном соответствии с трудовым законодательством, в связи с чем регулирование труда осужденных содержит ряд особенностей.

Как известно, основанием возникновения трудовых отношений у наемного работника с работодателем является трудовой договор, представляющий собой их добровольное соглашение, в то время как вопрос привлечения к труду осужденного даже не обсуждается. Так что труд лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является их обязанностью, а привлечение осужденных к труду - обязанностью администрации исправительного учреждения. Но привлекать осужденных к труду администрация обязана с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Так, согласно ч. 2 ст. 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет, инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию. Труд этих лиц, а также несовершеннолетних, беременных женщин, имеющих детей, регулируется трудовым законодательством.

Следует иметь в виду, что привлечение осужденных к труду по специальности - положение рекомендательного характера. Если у администрации исправительного учреждения нет такой возможности, она привлекает осужденного к работе по другой специальности, для чего направляет его на обучение новой профессии. В ряде случаев администрация поступает с осужденным подобным образом и при наличии работы по специальности, например, когда осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также если работа, соответствующая специальности осужденного, включена в перечень работ, на которые запрещается привлекать осужденных.

Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ правила охраны труда и продолжительность рабочего времени устанавливаются в соответствии с законодательством о труде. Вместе с тем ч. 2 ст. 104 УИК РФ регламентирует особенности учета рабочего времени осужденных в случае, если невозможно применить поденный или недельный способы учета. В этой связи уголовно-исправительное законодательство предусматривает бланкетную норму, которая допускает суммированный способ учета рабочего времени.

УИК РФ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает случаи, при которых администрация исправительного учреждения обязана устанавливать осужденным неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Видимо, неполное рабочее время должно устанавливаться для осужденных, привлекаемых к труду с их согласия (лица пенсионного возраста, инвалиды I и II группы), беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.

Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Имеются особенности в предоставлении работающим осужденным оплачиваемого отпуска, одна из которых заключается в том, что, в отличие от наемных работников, осужденным предоставляется отпуск меньшей продолжительности. Кроме того, он дифференцируется не только по возрасту и условиям труда, но и по отношению к труду.

Согласно ст. 104 УИК РФ продолжительность отпуска осужденных составляет: для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях - 18 рабочих дней, в иных исправительных учреждениях - 12 рабочих дней. Перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим производственные задания продолжительность оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним - до 24 рабочих дней. Подобным образом продолжительность отпуска может быть увеличена осужденным, выполняющим работы, связанные с вредными или опасными условиями труда, работающим на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также лицам, работающим по своему желанию (инвалидам I и II групп, лицам пенсионного возраста).

Оплачиваемый отпуск является одним из видов времени отдыха. В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Вторая особенность предоставления отпуска осужденным к лишению свободы заключается в том, что он может быть предоставлен как с выездом за пределы исправительного учреждения, так и без выезда. Порядок и условия предоставления отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения предусмотрены в ст. 97 УИК РФ.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством (ст. 105 УИК РФ). Исключение составляют работы по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, к которым осужденные в порядке очередности в свободное от работы время могут привлекаться без оплаты труда. Их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю (ст. 106 УИК РФ).

Месячная заработная плата осужденного, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего установленную для него норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 105 УИК РФ).

Заработная плата осужденных зачисляется на их лицевой счет. Из заработной платы производятся удержания для возмещения расходов по содержанию осужденных, в которые включается стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). Эти удержания производятся после удержания алиментов, подоходного налога, других обязательных отчислений. Из оставшейся суммы производится удержание по исполнительным листам и другим исполнительным документам. Так что денежная сумма, зачисляемая на лицевой счет осужденного, оказывается значительно меньше, нежели начисленная заработная плата. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает пределы удержаний из заработной платы, равно как и из пенсий и иных доходов. Согласно ч. 3 ст. 107 УИК РФ на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет лиц пенсионного возраста, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% указанных доходов.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Для не достигших возраста 30 лет организуется обязательное получение общего образования. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде.

К осужденным к лишению свободы применяются меры поощрения и взыскания, а также привлечение к материальной ответственности. В отличие от трудового законодательства, при применении к осужденному мер поощрения учитывается не только его отношение к труду, но и другие субъективные факторы (поведение, отношение к обучению, участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях). Такое расширение условий применения мер поощрения обусловило и широкий перечень мер поощрения. Так, кроме благодарности, награждения подарком и денежной премией, мерой поощрения является, например, предоставление дополнительного свидания и другие не свойственные трудовому праву меры (ст. 113 УИК РФ).

Подобная особенность наблюдается и в перечне взысканий. В соответствии со ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания, кроме выговора и дисциплинарного штрафа в размере до 200 руб., к осужденным могут применяться такие специфические меры взыскания, как выдворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток и др. Примечательно, что в соответствии со ст. 113 УИК РФ в качестве меры поощрения применяется досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В ТК РФ такого вида поощрения не предусмотрено.

В ст. 137 ранее действовавшего КЗоТ РФ было закреплено положение о том, что в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. В ТК РФ это положение отсутствует. Из этого следует, что работник может быть поощрен при наличии непогашенного дисциплинарного взыскания, что, по нашему мнению, неверно. В уголовно-исполнительном законодательстве этот вопрос решен более корректно: при наличии взыскания единственной мерой поощрения может быть только досрочное его снятие.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания предусматривается и трудовым законодательством (ст. 194 ТК РФ). Однако в нем не установлен срок, в течение которого допускается такое снятие. В соответствии с ч. 3 ст. 114 УИК РФ досрочное снятие ранее наложенного взыскания в виде выговора и дисциплинарного штрафа допускается не ранее трех месяцев со дня его наложения, а при других взысканиях - не ранее шести месяцев.

Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка, то не позднее 10 суток со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Благодарность и выговор объявляются в устной или письменной форме, остальные поощрения и взыскания - только в письменной форме.

Осужденные к лишению свободы могут привлекаться к материальной ответственности за причинение материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам. Ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей, возмещается в размерах, предусмотренных трудовым законодательством, а причиненный иными действиями осужденных - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

Поскольку осужденные к лишению свободы обязаны трудиться, то, в отличие от трудового законодательства, в уголовно-исполнительном законодательстве не может идти речи об увольнении осужденных с работы. Более того, отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин расценивается как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов (ч. 6 ст. 103 УИК РФ).

Отношение осужденных к труду учитывается при определении степени их исправления.

Администрация исправительных учреждений должна предпринимать меры по вовлечению осужденных в производственную деятельность, используя для этого различные формы организации их труда, в том числе предпринимательскую и индивидуальную трудовую деятельность. К сожалению, в нынешних экономических условиях при наличии безработицы обеспечение всех осужденных работой представляет определенную трудность.

Время оплачиваемой работы осужденных засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения. Ежемесячный учет отработанного времени и средней заработной платы производится в соответствующей карте учета.

Документом, подтверждающим время работы осужденного к лишению свободы во время отбывания наказания, является трудовая книжка или справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения. Для расчета размера пенсии осужденному выдается справка о среднемесячной заработной плате.