Могут ли быть включены в состав профессиональных налоговых вычетов у предпринимателя при исчислении НДФЛ понесенные им затраты по приобретению у поставщика товарно-материальных ценностей, если первичные документы, подтверждающие данные затраты, оформлены ненадлежащим образом?
Ответ: В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса РФ налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение всех расходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (расходов), предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ.
В соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать такие обязательные реквизиты, как наименование документа, дату его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 9 Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: наименование документа (формы); дату составления документа; при оформлении документа от имени юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; при оформлении документа от имени индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; при оформлении документа от имени физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется; содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц); личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Вместе с тем, по мнению арбитражных судов, нарушения в оформлении первичных документов, на основании которых был заявлен профессиональный налоговый вычет, не лишает налогоплательщика права на такой вычет, если установлено, что предпринимателем фактически понесены расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и направленные на извлечение дохода.
Судьи исходят из того, что предпринимателем подтверждено право на профессиональные налоговые вычеты, если его расходы связаны с предпринимательской деятельностью, а размер и объем этих расходов подтвержден представленными документами.
Отсутствие надлежащим образом оформленных документов не является основанием для исключения расходов из состава профессиональных налоговых вычетов при исчислении НДФЛ как документально не подтвержденных.
Представление ненадлежащим образом оформленных первичных документов не опровергает наличия понесенных расходов, уменьшающих полученные доходы.
Судьи также ссылаются на отсутствие доказательств недобросовестности в действиях предпринимателя. При этом судьи отмечают, что нормы налогового законодательства, регулирующие порядок принятия расходов при определении налоговой базы по НДФЛ, не возлагают на налогоплательщика обязанности по контролю за соблюдением налогового законодательства другими лицами, в данном случае - поставщиком.
Кроме того, гл. 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении (выданы несуществующими юридическими лицами, легитимность органов управления юридического лица и полномочия бухгалтера вызывают сомнения), как, например, указано в ст. 169 НК РФ относительно счетов-фактур.
Данные выводы содержатся, например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2006 N Ф08-936/2006-413А, Постановлениях ФАС Центрального округа от 06.07.2006 по делу N А62-4192/2004, от 03.07.2006 по делу N А-62-834/2005, от 11.05.2005 N А09-10820/04-15, Постановлении ФАС Уральского округа от 06.06.2006 N Ф09-4605/06-С2 по делу N А71-913/05, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2006 по делу N А26-9456/2005-210, Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.02.2006 N А55-10657/2005-51.
В состав профессиональных налоговых вычетов у предпринимателя при исчислении НДФЛ понесенные им затраты по приобретению у поставщика товарно-материальных ценностей не включаются, если первичные документы, подтверждающие данные затраты, оформлены ненадлежащим образом. Противоположную точку зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
А. И.Хасанов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
10.04.2007