По заключенным с физическими лицами договорам организация реализовала принадлежащие ей автомобили: в 2005 г. по цене ниже оценочной стоимости, определенной независимым оценщиком; в 2006 г. по цене ниже балансовой стоимости, оценка транспортного средства на момент продажи независимой фирмой не производилась. Денежные средства в наличной форме были внесены данными физическими лицами в кассу организации. При этом указанные физические лица в организации не работают и выплат от организации не получают. При проведении выездной проверки налоговый орган указал на то, что организация не удержала НДФЛ с дохода в натуральной форме в виде материальной выгоды от приобретения физическими лицами указанных основных средств. В решении налогового органа материальная выгода определена как разница между фактической и продажной стоимостью продаваемых автомобилей, причем за фактическую стоимость в одном случае принята оценочная стоимость, определенная независимым оценщиком, а во втором случае - остаточная балансовая стоимость. По результатам проверки принято решение о привлечении организации к ответственности по ст. 123 НК РФ, а также доначислении НДФЛ. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются такие виды дохода, облагаемого НДФЛ, как приобретение имущества (в денежной и натуральной форме) и материальная выгода. Порядок определения дохода, полученного в натуральной форме, определен ст. 211 НК РФ, порядок определения дохода, полученного в виде материальной выгоды, определен ст. 212 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:

1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты;

2) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

3) материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

Таким образом, категория "материальная выгода" не применима к правилам определения доходов в натуральной форме в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ, а применяется лишь к сделкам с участием взаимозависимых лиц согласно п. 1 ст. 212 НК РФ.

С учетом положений п. 2 ст. 20 НК РФ организация, продавшая автомобиль, и физическое лицо - покупатель не являются безусловно взаимозависимыми лицами и могут быть признаны таковыми только судом.

При отсутствии взаимозависимости организации и физических лиц, получивших доход, материальной выгоды у данных физических лиц не возникает.

При приобретении у организации автомобиля физическое лицо несет расходы, которые подтверждаются договором купли-продажи, следовательно, доход в натуральной форме отсутствует.

Кроме того, НК РФ не предусматривает такого порядка определения налоговой базы по НДФЛ при получении дохода в натуральной форме, как разница между рыночной (балансовой) и продажной стоимостью имущества, приобретенного налогоплательщиком. При получении дохода в натуральной форме налоговую базу следует определять в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.

В связи с тем что у физических лиц не возникают доходы, подлежащие обложению НДФЛ, у организации не возникла обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ. Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления организации сумм налога, пени и штрафа по ст. 123 НК РФ.

А. И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

10.04.2007