Российская организация оказывает услуги по размещению рекламы иностранных организаций в российских печатных изданиях. Заказчиками и плательщиками услуг являются иностранные организации, не имеющие постоянных представительств на территории РФ. Указанные печатные издания распространяются только на территории РФ. Являются ли данные услуги объектом налогообложения по НДС?

Ответ: Если российская организация оказывает услуги по размещению рекламы иностранных организаций в российских печатных изданиях, а заказчиками и плательщиками услуг являются иностранные организации, не имеющие постоянных представительств на территории РФ, то местом оказания рекламных услуг для целей исчисления НДС признается место нахождения заказчика. Следовательно, с выручки от оказания услуг российская организация - исполнитель не исчисляет НДС.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Участниками отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Учитывая изложенное, услуги по размещению рекламы иностранных организаций в российских печатных изданиях, распространяемых на территории России, для целей применения НДС следует относить к категории рекламных услуг.

Согласно положениям пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ место реализации рекламных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Следовательно, местом реализации услуг по размещению рекламы, оказываемых российской организацией иностранным организациям, не стоящим на учете в российских налоговых органах и не имеющим постоянных представительств в России, территория РФ не признается и такие услуги объектом обложения НДС в РФ не являются. При этом не имеет значения место передачи результатов оказанных услуг (в данном случае - место распространения печатных изданий) при наличии у российского налогоплательщика документов, предусмотренных п. 4 ст. 148 НК РФ, подтверждающих место оказания услуг в целях применения НДС (пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, Письма Минфина России от 09.04.2013 N 03-07-08/11612, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 14.12.2011 N 03-07-08/350).

Таким образом, местом реализации рекламных услуг, оказываемых российской организацией иностранным организациям, не имеющим постоянных представительств в России, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги НДС в Российской Федерации не облагаются (пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, Письма Минфина России N N 03-07-08/11612, 03-07-08/350).

Е. В.Орлова

ООО "ПАРТИ"

22.10.2013