В 2013 г. было подписано трехстороннее соглашение о переводе долга, по которому организация - новый должник принимает на себя в полном объеме обязательства организации - старого должника по кредитному договору, в том числе обязательства по возврату кредита, уплате процентов за пользование кредитом, комиссий, неустоек, по возмещению убытков банка в связи с неисполнением условий кредитного договора, судебных расходов и издержек, вытекающих из неисполнения должником обязательств, а также иные обязательства установленные кредитным договором. Старый должник оплатил новому должнику сумму переданных кредитных обязательств

Вправе ли новый должник учесть в целях налога на прибыль, основываясь на пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, расходы в виде процентов по кредиту с даты, следующей за датой соглашения, и до возврата кредита банку?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 октября 2013 г. N 03-03-06/1/44094

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов в виде процентов, уплачиваемых согласно возмездному договору перевода долга, по которому переведен долг в сумме не возвращенного третьим лицом кредита с обязательством уплаты процентов на условиях, предусмотренных кредитным договором, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со ст. ст. 269 и 291 Кодекса), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.

Таким образом, по нашему мнению, расходы в виде процентов в случае перевода долга могут учитываться для целей налогообложения прибыли у нового должника с даты вступления в силу договора перевода долга и состоять из сумм, начисленных с указанной даты, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

22.10.2013