О применении ст. 40 НК РФ в части методов определения рыночной цены товаров (работ, услуг)

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 марта 2007 г. N 03-02-07/1-144

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 40 Кодекса налоговым органам предоставлено право контролировать правильность применения цен по сделкам в отдельных случаях, предусмотренных этим пунктом.

В случаях, предусмотренных п. 2 указанной статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 Кодекса).

Исходя из п. 3 ст. 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 данной статьи.

При этом п. 11 ст. 40 Кодекса установлено, что при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. Полагаем, что при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования. Кроме того, в необходимых случаях при проведении налогового контроля налоговые органы вправе привлекать экспертов и специалистов, в том числе независимых оценщиков.

Минимальные ставки арендной платы, установленные Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 N 520-ПП, предназначены исключительно для расчета арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности г. Москвы, размер арендной платы указывается в договоре между арендатором и арендодателем. Арендная плата, рассчитанная исходя из указанных ставок и указанная в договоре аренды между коммерческими организациями, не может рассматриваться в качестве рыночной цены.

Статьей 40 Кодекса предусмотрены и иные методы определения рыночной цены - метод цены последующей реализации и затратный метод. Эти методы могут применяться последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам в порядке, предусмотренном п. п. 4 - 11 Кодекса.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты (п. 11 ст. 40 Кодекса).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

29.03.2007