Областное государственное унитарное предприятие сдает в аренду недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. В каком объеме перечисляются в бюджет суммы арендной платы? Как учитываются указанные суммы при исчислении налога на прибыль ОГУП? Должно ли предприятие уплачивать налог на имущество организаций с имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 марта 2007 г. N 03-03-06/4/28
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении сумм арендной платы, получаемых областными государственными унитарными предприятиями (ОГУП) при сдаче государственного имущества в аренду, и об уплате налога на имущество организаций в отношении такого имущества и в рамках своей компетенции сообщает.
Как следует из запроса, ОГУП осуществляет операции по предоставлению государственного недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение, в аренду сторонним организациям, которые перечисляют суммы арендной платы в бюджет.
1. В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того, указанным Законом установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, законодательством предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств, полученных от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, ОГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.
Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения, и облагаются в общеустановленном порядке.
При этом такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст. 252 Кодекса, в состав которых включаются налог на имущество, арендная плата за земельный участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество, а также амортизация по этому имуществу и эксплуатационные расходы по его содержанию, не оплачиваемые арендатором.
2. Согласно п. 1 ст. 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (п. п. 21, 22, 49) на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.
Таким образом, по находящемуся у ОГУП в хозяйственном ведении государственному имуществу налог на имущество организаций должен исчисляться ОГУП в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
28.03.2007