Налоговый орган в порядке, установленном ст. 93 Налогового кодекса РФ, направил в адрес организации требование о представлении документов (договоров с контрагентами)

Организация в ответ на указанное требование направила письмо за подписью генерального директора с отказом в представлении документов.

Налоговый орган принял решение о привлечении организации к ответственности на основании ст. 126 НК РФ, а также привлек главного бухгалтера к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основанием для привлечения к административной ответственности главного бухгалтера послужил факт наличия в его доверенности полномочий по представлению ответов и документов по требованиям налоговых органов.

Правомерны ли действия налогового органа по привлечению главного бухгалтера к административной ответственности в данном случае?

Ответ: По нашему мнению, наличие в доверенности главного бухгалтера полномочий по представлению ответов по требованиям налоговых органов не свидетельствует о совершении административного правонарушения, поскольку ответ на требование налогового органа подписал генеральный директор организации.

Таким образом, действия налогового органа по привлечению главного бухгалтера к административной ответственности в данном случае являются неправомерными.

Аналогичный вывод сделал Верховный Суд РФ в Постановлении от 21.08.2013 N 73-АД13-5.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

На основании п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По нашему мнению, наличие в доверенности главного бухгалтера полномочий по представлению документов по требованиям налоговых органов не свидетельствует о совершении административного правонарушения, поскольку ответ на требование налогового органа подписал генеральный директор организации.

Таким образом, считаем, что действия налогового органа по привлечению главного бухгалтера к административной ответственности в данном случае являются неправомерными.

Верховный Суд РФ в Постановлении N 73-АД13-5, рассматривая аналогичную ситуацию, указал, что решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть выполнения им объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение. Вместе с тем имеющаяся в материалах дела копия доверенности привлеченного к ответственности лица, содержащая полномочия по направлению ответов на требования налоговых органов, не подтверждает факт совершения им указанного выше административного правонарушения, поскольку ответ на требования указанным лицом не подписывался.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

06.06.2014