Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и арендующая земельный участок, ежегодно заключает дополнительное соглашение к договору аренды. Дополнительное соглашение подлежит государственной регистрации, за которую взимается государственная пошлина. Вправе ли организация учесть в составе расходов затраты, связанные с оформлением дополнительного соглашения к договору аренды? Может ли она уменьшить налог на сумму уплаченной пошлины? Учитывается ли сумма арендных платежей при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 26 марта 2007 г. N 18-11/3/27089@

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему с объектом налогообложения "доходы минус расходы", вправе уменьшить полученные доходы на расходы, поименованные в указанном пункте.

Данный перечень расходов является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к расходам, на которые налогоплательщики могут уменьшить полученные доходы, относятся арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. При этом никаких ограничений относительно вида арендуемого имущества указанным подпунктом не установлено.

Таким образом, при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму арендных платежей за арендуемый земельный участок.

В пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрены расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. Такие расходы принимаются к учету в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Порядок и размер оплаты нотариального оформления документов регулируются гл. 25.3 НК РФ.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества государственная пошлина уплачивается организациями в размере 7500 руб.

Следовательно, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по единому налогу на сумму уплаченной им государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка в пределах установленного тарифа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, в том числе права аренды земельных участков, удостоверяются документами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Такое свидетельство будет являться правоустанавливающим документом на земельный участок в случае передачи его в аренду на срок более года.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В этом случае правоустанавливающими документами на земельный участок будут являться непосредственно договор аренды земельного участка и акт передачи земельного участка арендатору.

Таким образом, на основании пп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организация может учесть в составе расходов оплату услуг специализированных компаний по составлению и оформлению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

Т. А.ПЫХТИНА

26.03.2007