Учитываются ли в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль убытки от продажи автомобиля, попавшего в аварию, по цене существенно ниже рыночной при отсутствии документов, подтверждающих ДТП, и экспертной оценки понесенного ущерба? Правомерно ли начисление амортизации по данному автомобилю с учетом того, что с момента ДТП эксплуатация автомобиля в организации не осуществлялась?
Ответ: На основании ст. ст. 256, 257 Налогового кодекса РФ автомобиль признается амортизируемым имуществом (основным средством).
При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
Согласно п. 3 ст. 268, ст. 323 НК РФ, если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации, включая месяц, в котором объект был реализован.
Реализация автомобиля оформляется договором купли-продажи. В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ). Качество товара и существующие недостатки товара должны быть оговорены в договоре (ст. ст. 469, 475 ГК РФ).
Кроме того, согласно п. 30 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету также в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Следовательно, стороны договора вправе самостоятельно установить приемлемую для них цену реализации автомобиля с учетом повреждений, полученных при ДТП.
При этом законодательство РФ не обязывает организацию при заключении сделки купли-продажи проводить независимую экспертную оценку ущерба, понесенного автомобилем в результате ДТП, в целях обоснования размера его продажной цены, а также не обязывает предъявлять покупателю документы, подтверждающие причинение вреда автомобилю и сумму ущерба (справку и протокол ГИБДД).
Отметим, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. При этом, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ).
Таким образом, у организации формально есть все основания для включения убытка от продажи автомобиля в состав расходов в целях налогового учета.
Вместе с тем при рассмотрении дела в одном из арбитражных судов о правомерности отнесения убытка от продажи автомобиля в состав расходов в целях налогообложения суд указал о необходимости наличия доказательств, подтверждающих снижение стоимости автомобиля вследствие его повреждения при ДТП (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 N Ф04/3646-1151/А27-2003).
Кроме того, обращаем внимание на то, что налоговые органы вправе провести проверку соответствия цены договора рыночной цене, в случае если покупатель и продавец являются взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 40 НК РФ).
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 20 НК РФ).
Таким образом, в отсутствие документов, подтверждающих степень повреждения автомобиля и соразмерное снижение его стоимости, а также при продаже автомобиля взаимозависимому лицу существует вероятность возникновения спора с налоговыми органами и необходимости отстаивания своей позиции в суде. При этом следует отметить, что согласно п. 6 ст. 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Что касается правомерности начисления амортизации по автомобилю, попавшему в аварию и в связи с этим фактически неиспользуемому, отметим следующее.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).
При этом одним из критериев отнесения имущества к амортизируемому имуществу является его использование для извлечения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Доказательствами использования автомобиля в целях извлечения дохода могут служить заполненные надлежащим образом путевые листы (форма N 3).
В связи с этим отсутствие путевых листов, а также факта списания ГСМ при эксплуатации автомашины может означать, что автомобиль в организации не использовался. В связи с чем налоговые органы могут исключить суммы начисленной амортизации из состава расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли.
Так, например, в Письме от 06.05.2005 N 03-03-01-04/1/236 Минфин России указал, что амортизация, начисленная по амортизируемому имуществу, не используемому налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода, не уменьшает полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
А. К.Шишкин
Аудиторская фирма "ЮНИФИН ЛТД"
26.03.2007