Организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, сдала часть принадлежащих ей мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов в аренду. Вправе ли налоговые органы в данном случае аннулировать свидетельство? Может ли организация для получения свидетельства на производство прямогонного бензина рассматривать недвижимое имущество (здание, в котором размещено производственное оборудование) как мощности по производству продукции? В каком порядке необходимо определять плотность нефтепродуктов? Вправе ли налоговый орган отказать в предоставлении поставщику налоговых вычетов, установленных п. 8 ст. 200 НК РФ, при представлении всех документов, предусмотренных п. 8 ст. 201 НК РФ, если покупатель не уплатил в бюджет сумму акциза, начисленную по приобретенным нефтепродуктам? Может ли налоговый орган отказать покупателю в проставлении отметки на реестрах счетов-фактур до момента уплаты им в полном объеме суммы акциза, начисленной по полученным (приобретенным) нефтепродуктам?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 марта 2007 г. N 19-08/25271
В соответствии с п. 5 ст. 179.3 НК РФ налоговые органы аннулируют свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в частности, при прекращении права собственности или владения (пользования) на других законных основаниях на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве.
Таким образом, сдача налогоплательщиком в аренду мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов не влечет за собой утраты права собственности на них и не может быть основанием для аннулирования свидетельства.
Согласно п. 4 ст. 179.3 НК РФ свидетельство выдается организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении следующих требований:
- свидетельство на производство прямогонного бензина - при наличии в собственности (на праве владения или пользования на других законных основаниях при условии, что уставный (складочный) капитал (фонд) организации-заявителя на 100% состоит из вклада (доли) организации - собственника производственных мощностей) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству прямогонного бензина и (или) при наличии договора об оказании услуг по переработке налогоплательщиком сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, в результате которой осуществляется производство прямогонного бензина;
- свидетельство на переработку прямогонного бензина - при наличии в собственности (на праве владения или пользования на других законных основаниях при условии, что уставный (складочный) капитал (фонд) организации-заявителя на 100% состоит из вклада (доли) организации - собственника производственных мощностей) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству продукции нефтехимии и (или) при наличии договора об оказании услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина, заключенного с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии.
В соответствии с пп. 2 п. 7 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержденного Приказом Минфина России от 03.10.2006 N 122н, для получения свидетельства организациями и индивидуальными предпринимателями, совершающими операции с прямогонным бензином, в Управления ФНС России по субъектам РФ представляются в том числе копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на соответствующие мощности (либо копии документов, подтверждающих владение или пользование мощностями на основаниях, предусмотренных в п. 3 Порядка).
Согласно Рекомендациям "Система сертификации ГОСТ Р. Анализ состояния производства при сертификации продукции (Р 50.3.004-99)", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 13.08.1999 N 252-ст, производство - совокупность технологических систем и систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания, ремонта, метрологического обеспечения), предназначенных для изготовления продукции определенного наименования (вида).
При этом технологическая система - совокупность функционально взаимосвязанных средств технологического оснащения (орудий производства), предметов производства (сырья) и исполнителей для выполнения заданных технологических процессов или операций (ГОСТ 27.004-85 "Надежность в технике. Системы технологические. Термины и определения").
Таким образом, учитывая, что здания, сооружения, помещения не определены как элементы производственного процесса, они не могут рассматриваться как производственные мощности.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.
Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
По отдельным нефтепродуктам (например, по автомобильным бензинам) значение плотности не нормируется (то есть в ГОСТах, регламентирующих их производство, это значение отсутствует).
Согласно Письму ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@ в Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 и устанавливающей единые требования по контролю качества нефтепродуктов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нефтепродуктами, предусмотрен комплекс мероприятий по контролю качества при приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов, включающий в том числе и проведение приемо-сдаточного и контрольного анализа, в ходе которых определяется плотность как полученных от поставщиков, так и отпускаемых покупателям нефтепродуктов.
Требования Инструкции обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску.
Кроме того, в ГОСТах, регламентирующих производство автомобильных бензинов, указано, что определение данного показателя является обязательным.
Таким образом, лица, осуществляющие деятельность с нефтепродуктами, должны определить показатель плотности нефтепродуктов (в том числе и автомобильных бензинов) по каждой полученной (приобретенной) ими партии и документально зафиксировать его на момент получения (оприходования) этого товара.
Следовательно, определенная в ходе приемо-сдаточного и контрольного анализа плотность нефтепродуктов, полученных имеющим свидетельство лицом, может быть использована для исчисления суммы акциза, подлежащей уплате по этой конкретной партии нефтепродуктов.
При этом в зависимости от температурного режима и пределов испаряемости автомобильного бензина показатель плотности по маркам этого бензина может варьироваться в следующих пределах:
- для А-76 (АИ-80) - от 0,700 до 0,750 г/куб. см;
- для АИ-92 - от 0,715 до 0,760 г/куб. см;
- для АИ-95 - от 0,720 до 0,775 г/куб. см;
- для АИ-98 - от 0,730 до 0,780 г/куб. см.
Если значение плотности не определено и документально не зафиксировано в момент получения (оприходования) нефтепродуктов, то в целях пересчета количества нефтепродуктов из литров в тонны может использоваться среднее значение указанного показателя.
В зависимости от марки автомобильного бензина можно принимать следующие средние значения плотности:
- для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см;
- для АИ-92 - 0,735 г/куб. см;
- для АИ-95 - 0,750 г/куб. см;
- для АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
В соответствии с п. п. 13 - 15 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза:
- начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина (при представлении документов согласно п. 13 ст. 201 Налогового кодекса РФ);
- начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при совершении с прямогонным бензином операций, указанных в пп. 7 и 12 п. 1 ст. 182 НК РФ (при представлении документов, подтверждающих направление прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, в соответствии с п. 14 ст. 201 НК РФ);
- начисленные при получении прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина самим налогоплательщиком для производства продукции нефтехимии и (или) при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе (на основе договора об оказании услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина) при представлении документов в соответствии с п. 15 ст. 201 НК РФ.
Согласно п. 13 ст. 201 НК РФ налоговые вычеты, указанные в п. 13 ст. 200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
1) копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина;
2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) прямогонного бензина.
Форма и порядок представления в налоговые органы реестров определяются Минфином России. Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней со дня представления налоговой декларации в порядке, определяемом Минфином России.
Таким образом, налоговым законодательством не предусмотрен отказ налоговыми органами в предоставлении налоговых вычетов, а также в проставлении отметок на реестрах счетов-фактур при отсутствии уплаты организацией начисленных сумм акциза.
Согласно п. 5 ст. 179.3 НК РФ при невыполнении организацией или индивидуальным предпринимателем положений законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов налоговые органы приостанавливают действие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Т. А.ПЫХТИНА
21.03.2007