Организация существует несколько лет. Но только сейчас руководство решило ввести должностные инструкции. Персонал в основном офисный - менеджеры. Однако в штате также есть и рабочие - уборщица и повар. Следует ли на профессии рабочих разрабатывать должностные инструкции или эти инструкции составляются только на должности?

Ответ: Статья 57 Трудового кодекса РФ предусматривает в качестве одного из обязательных условий трудового договора указание трудовой функции работника, т. е. указание работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы. Данная норма не предусматривает обязательного указания трудовой функции работника еще в каком-либо документе, помимо трудового договора. В связи с чем вопросы оформления должностных инструкций для регламентации трудовых обязанностей работников решаются работодателями самостоятельно.

Из смысла названия должностной инструкции следует, что она составляется на определенную должность, которая описывает служебное положение работника в организации, обусловленное его обязанностями, полномочиями и ответственностью в качестве служащего и требованиями к его образованию и опыту решения отдельных управленческих, административных и технических задач.

Следует заметить, что рабочие не занимают должности, а выполняют работы по профессии. Если в квалификационных характеристиках должностей служащих перечисляются типовые должностные обязанности, то в квалификационных характеристиках профессий рабочих приводятся характеристики работ. В соответствии с п. 4 Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме, утвержденных Постановлением Минтруда России от 14.07.1993 N 135, в письменной форме трудового договора (контракта) целесообразно определить обязанности работника в соответствии с той профессией (должностью), на которую он принят. Круг обязанностей работника вытекает из необходимости выполнения производственной программы, достижения определенных показателей, соблюдения режима работы (правил по охране труда и т. д.). Конкретизация обязанностей производится на основе квалификационной характеристики, карты рабочего места в должностной инструкции.

Таким образом, чтобы организовать труд рабочего, достаточно в трудовом договоре указать его основные работы согласно квалификационной характеристике или оформить эту характеристику в виде неотъемлемого приложения к трудовому договору.

Л. В.Щур-Труханович

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

28.02.2007