Сделки с нерезидентом
(Овчаренко М.)
("Бизнес-адвокат", N 4, 1999)
Текст документа
СДЕЛКИ С НЕРЕЗИДЕНТОМ
М. ОВЧАРЕНКО
М. Овчаренко, юрист ЮКФ "Аналитик - Право".
Резидент - юридическое лицо, предполагает продать принадлежащие ему на праве собственности 100 процентов голосующих акций российского ОАО иностранной компании, имеющей рублевый счет. Нужно ли разрешение компетентных органов на осуществление такой сделки? И если да, то каких; если иностранная компания, ранее купившая акции российского АО и получившая по ним годовые дивиденды, предполагает продать эти акции российскому резиденту?
Согласно ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", независимо от валюты платежа за ценные бумаги, о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных эмитентами и зарегистрированными, сторонам по сделке надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг России (далее - ФКЦБ РФ). Но детально порядок уведомления ФКЦБ РФ в настоящее время не урегулирован. Поэтому указанное уведомление составляется в свободной форме и направляется в соответствующее региональное отделение ФКЦБ РФ.
Необходимо иметь в виду, что совершение указанной в вопросе сделки также требует получения предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" от 22 марта 1991 г. N 948-1 (в ред. от 6 мая 1998 г.), который гласит о необходимости данной процедуры при приобретении лицом (группой лиц) акций в уставном капитале общества, при котором такое лицо (приобретатель акций) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций. Причем такое согласие, согласно п. 2 указанного Закона, требуется в случаях, если балансовая стоимость активов лиц, указанных выше (балансовая стоимость активов юридического лица - это стоимость активов юридических лиц, определяемая по последнему квартальному балансу (Форма N 1 по ОКУД) перед подачей ходатайства или уведомления суммарно по разделам "Основные средства и прочие внеоборотные активы", "Запасы и затраты", "Денежные средства, расчеты и прочие активы"), а для иностранных юридических лиц - когда сумма активов (т. е. общие активы) превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ) или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющий долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Для получения предварительного согласия антимонопольного органа необходимо предоставить туда ходатайство о даче согласия на совершение соответствующей сделки и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения. Кроме того, согласно п. 5 рассматриваемой статьи, Федеральный антимонопольный орган подлежит уведомлению по заявлению юридического или физического лица в 15-дневный срок после совершения сделок, указанных выше, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных ранее, находится в границах от 50 до 100 тысяч МРОТ включительно. Порядок, сроки и содержание соответственно заявления о ходатайстве или уведомления определяются Положением "О порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17, 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденным Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. Согласно ему соответствующее заявление о ходатайстве или уведомление составляются в произвольной форме и подаются в антимонопольные органы на имя председателя ГАК РФ России (начальника соответствующего регионального отделения). В тексте ходатайства указывается наименование действия или сделки и конкретизируется количество приобретаемых акций.
Причем нахождение документов за пределами РФ не может служить основанием для отказа в их представлении. Антимонопольные органы обязаны рассмотреть соответствующее заявление о ходатайстве или уведомление не позднее 45 дней с момента начала срока рассмотрения, который наступает на следующий день после получения антимонопольными органами всех необходимых документов. Ходатайства или уведомления представляются в территориальное управление ГАК РФ по месту нахождения того общества, акции которого приобретаются, если сумма стоимости активов по балансу приобретателя акций и стоимости активов по балансу юридического лица, голосующие акции которого приобретаются, находится в пределах от 50 тысяч до 15 миллионов МРОТ включительно, либо если сумма активов указанных лиц не превышает 100 тысяч МРОТ, но приобретаются акции хозяйствующего субъекта, внесенного в Реестр. В случае, если сумма активов по балансам соответствующих лиц превышает 15 миллионов МРОТ, ходатайства или уведомления подаются в ГАК РФ.
Согласно п. 7 Положения ходатайство или уведомление, а также прилагаемые документы должны соответствовать Приложению 1 к Положению и направляться в антимонопольный орган либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо доставкой курьером под расписку. Документы должны быть оригиналами, либо нотариально заверенными копиями, прошиты и заверены печатью представляющего их лица. Вся информация представляется в антимонопольные органы за календарный год, предшествующий году подачи ходатайства или уведомления. ГАК РФ (его региональные управления) вправе отклонить соответствующее ходатайство по основаниям, предусмотренным ст. 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности".
Нарушения указанного порядка представления уведомлений и получения предварительных разрешений являются основанием для наложения штрафных санкций. Например, согласно ст. 23 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", за совершение действий (бездействие) в нарушение указанного порядка предусмотрен штраф в размере до 5000 МРОТ; за непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, подлежащей представлению, - в размере до 50 МРОТ за каждый день нарушения установленного срока; а за представление неверных сведений - в размере до 1000 МРОТ.
Кроме того, сделки с крупными пакетами голосующих акций, совершенные в нарушение порядка, установленного антимонопольным законодательством, являются оспоримыми (ст. 166 ГК РФ) и могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции) при наличии двух обязательных условий:
а) если сделки приводят к возникновению или усилению доминирования и (или) конкуренции;
б) если участниками сделок не выполнены требования федерального антимонопольного органа по восстановлению необходимых условий конкуренции в установленные им сроки.
В соответствии с положениями письма Центрального банка РФ от 31 января 1995 г. N 12-Зс-10/7392 в случае покупки нерезидентом ценных бумаг российских эмитентов за иностранную валюту требуется наличие у резидента соответствующего разрешения Центрального банка РФ, так как такие действия являются валютной операцией, связанной с движением капитала. Нерезиденту же никаких разрешений со стороны Центрального банка РФ не требуется, так как действующее валютное законодательство не определяет правил работы нерезидентов на российском рынке, а распространяется только на резидентов РФ.
В случае, если иностранная компания, ранее купившая акции российского АО и получившая по ним годовые дивиденды, предполагает продать эти акции российскому резиденту, то необходима та же процедура получения разрешений и направления уведомлений, как и в описанной выше ситуации, за исключением необходимости уведомления ФКЦБ РФ.
Нужно помнить, что предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение акций хозяйственного общества с правом голоса необходимо и в тех случаях, когда приобретатель уже имел в своем распоряжении более 20 процентов указанных акций. Поэтому согласие является обязательным и в тех случаях, когда лицо уже имело в своем распоряжении 20 процентов голосующих акций хозяйственного общества на момент приобретения дополнительного их количества. Согласие необходимо на каждую сделку по приращению, если результат превышает квоту, ранее согласованную данным приобретателем с антимонопольным органом (см. п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32).
Решение (постановление) антимонопольного органа может быть обжаловано заинтересованной стороной в течение 6 месяцев со дня его вынесения, несмотря на то, что ст. 196 ГК РФ устанавливает трехлетний срок исковой давности для признания недействительным ненормативного акта государственного органа. Этот срок указан и в ст. 28 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в п. 2 письма Президиума ВАС РФ N 32.
Название документа