Организация осуществляет расходы, связанные с буфетным обслуживанием представителей средств массовой информации на пресс-конференции, организованной в целях привлечения внимания к выпускаемым ею товарам. В каком порядке такие расходы учитываются при исчислении налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 указанной статьи.

В силу абз. 2 п. 4 указанной статьи к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 указанного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, проведение пресс-конференций с участием представителей средств массовой информации в целях привлечения внимания к выпускаемым организацией товарам признается мероприятием рекламного характера, поскольку распространяемая информация адресована неопределенному кругу лиц.

Из положений ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, устанавливающих требования к рекламе, размещаемой в средствах массовой информации, следует, что проведение пресс-конференций не признается рекламой в СМИ.

Следовательно, расходы организации, связанные с обслуживанием представителей СМИ на пресс-конференции, к расходам на рекламные мероприятия через СМИ не относятся. А это значит, что они не могут быть учтены в полном объеме в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Указанные расходы учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, на основании абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ при условии признания их соответствующими требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

При этом расходы организации, связанные с буфетным обслуживанием представителей СМИ, признаются экономически оправданными затратами, поскольку они обусловлены обычаями делового оборота (ст. 5 Гражданского кодекса РФ).

Е. Н.Коломина

Консалтинговая группа "ИнтерСофт"

27.02.2007