Организация выдала работнику беспроцентный заем сроком на один год. При проверке налоговый орган привлек организацию к ответственности по ст. 123 НК РФ за неудержание и неперечисление НДФЛ с суммы дохода, полученного физическим лицом в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами. Должна ли организация удерживать и уплачивать в бюджет сумму НДФЛ с дохода работника в виде экономии на процентах?
Ответ: В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 212 НК РФ установлено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты.
В частности, материальной выгодой является превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).
В рассматриваемом случае организация выдала работнику заем, а у работника появился доход в виде материальной выгоды.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Названные российские организации являются налоговыми агентами.
Пунктом 2 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Таким образом, некоторыми специалистами делается вывод о том, что организация является налоговым агентом, обязанным исчислить и удержать сумму НДФЛ с дохода налогоплательщика в виде экономии на процентах.
При этом некоторые суды говорят, что налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговую базу и уплатить НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах, поскольку в рассматриваемом случае организация налоговым агентом не является (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 30.08.2006 N Ф09-7737/06-С2).
В свою очередь, отдельные суды утверждают, что организация является налоговым агентом и обязана удержать НДФЛ (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2006 N А82-6004/2004-27).
Нет единого мнения и у финансовых и контролирующих органов. Минфин России настаивает, что НДФЛ с дохода от экономии на процентах должен исчислить и удержать налоговый агент (Письмо Минфина России от 31.05.2006 N 03-05-01-04/140). В свою очередь, в Письме ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-02/130@ указано, что в рассматриваемом случае налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговую базу и уплатить НДФЛ. При этом органом, уполномоченным по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах, является Министерство финансов Российской Федерации (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти").
Как видим, однозначного ответа на поставленный вопрос дать не представляется возможным. Поэтому советуем организации самостоятельно проанализировать соответствующие нормы НК РФ и на их основе, а также с учетом представленной информации принять соответствующее решение. При этом организации следует учитывать и возможные последствия от принятого решения, в том числе и негативные.
С. В.Славкина
Аудиторско-консалтинговая группа
"АИС"
22.02.2007