Семейно-правовой статус опекуна (попечителя) над несовершеннолетними

(Нечаева А. М.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 4) Текст документа

СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

А. М. НЕЧАЕВА

Нечаева Александра Матвеевна, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН.

В статье рассматривается семейно-правовой статус опекуна (попечителя) над несовершеннолетними.

Ключевые слова: опека; опекун; попечитель; несовершеннолетние.

Family and legal status of a minor's guardian A. M. Netchaeva

Netchaeva Aleksandra Matveevna, doctor of laws, professor, chief research associate of the Institute of State and Law under the RAS.

The article is concerned with the family and legal status of a minor's guardian.

Key words: guardianship; guardian; minors.

В общепринятом представлении опекун есть лицо, осуществляющее опеку, т. е. проявляющее заботу <1>, в частности, о несовершеннолетнем, нуждающемся в такой заботе. Что же касается термина "попечитель", то он рассматривается как "официально назначаемое лицо для попечения о ком-либо" <2>. Таким образом, оба термина служат выполнению главной миссии как опекуна, так и попечителя, которая заключается в заботе о том, кто в ней нуждается. Именно к ним относятся несовершеннолетние, лишившиеся своей семьи, своих родителей, обязанных по закону их защищать, заботиться об их насущных потребностях. Однако существовало и такое понятие, как "естественный опекун", которое относилось к родителям, что нашло свое отражение в разном контексте и в законодательных актах. Так, согласно ст. 155 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве "защита интересов детей, личных и имущественных, лежит на родителях, которые являются представителями детей на суде и вне суда (и без назначения их опекунами или попечителями)" <3>. Возложение обязанности заботиться о несовершеннолетнем на его родителей как естественных опекунов вытекает, например, и из текста ст. 429 Гражданского кодекса Франции следующего содержания: "За исключением отца и матери, от несения опеки могут быть освобождены те, кто больше не может ею заниматься" <4>. -------------------------------- <1> БТС. Санкт-Петербург, 2006. С. 715. <2> Современное семейное право рассматривает оба понятия как идентичные по своей сути, граница между которыми определяется возрастом несовершеннолетнего: с 0 до 14 лет назначается опекун, с 14 до 18 - попечитель, обязанный заботиться главным образом об имущественных правах подопечного. Поэтому чаще будет употребляться один термин - "опека". <3> СУ РСФСР. 1918. N 76 - 77. Ст. 818. <4> Французский Гражданский кодекс. М., 2008. С. 215.

Современное понимание с правовой точки зрения понятия "опека" уже не ассоциируется с выполнением родительских обязанностей, в том числе и с родительской властью. Теперь семейно-правовой статус опекуна не тождественен статусу родителя, даже если они совпадают по ряду своих позиций. Об опекуне можно говорить как о лице, уполномоченном в установленном законом порядке на защиту личных и имущественных прав, интересов несовершеннолетнего. То же самое можно сказать о статусе попечителя над несовершеннолетним даже при условии, что он всего лишь восполняет дееспособность подростка. Говоря об опеке, нельзя не учитывать, что речь идет о замене родителей либо когда их нет вовсе, либо когда они превращают своих детей в социальных сирот. Иначе говоря, имеются в виду эрзац-родители, что не совсем так. Ребенку предстоит заменить того, кто почему-либо (из-за смерти, признания безвестно отсутствующим, вынужденным на длительное время расстаться со своими детьми) отсутствует, либо того, общение с кем стало для ребенка опасным. Отсюда следует, как важно подобрать в качестве опекуна лицо, способное восполнить имеющую место утрату. Вот почему Семейный кодекс РФ обращает внимание на человеческие качества потенциального опекуна, что нашло свое отражение в п. 2 ст. 146 СК, где сказано: "При назначении опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка". Другими словами, закон требует от будущего опекуна соответствия целей совокупности фактов, от которых напрямую зависит успешность передачи опекуну под опеку несовершеннолетнего любого возраста. К сожалению, столь тщательное изучение, анализ перечисленных требований на практике - редкость. Обычно имеет место поверхностное, к тому же нередко субъективное исследование всех перечисленных требований семейного законодательства, особенно там, где приходится обращать внимание на способность гражданина заменить отсутствующего родителя. Не случайно поэтому в Постановлении Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" <5> вводятся Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах <6>. В ч. 2 п. 8 этих Правил говорится: "При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя". Результаты такой оценки составляют содержание заключения о возможности быть опекуном. Оно действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. 11 Правил). При представлении гражданином, выразившим желание стать опекуном, новых сведений о себе орган опеки и попечительства вносит соответствующие изменения в заключение о возможности быть опекуном в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами (п. 12 Правил). -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572. <6> Там же.

Конечно, столь разнообразные требования, предъявляемые к потенциальному опекуну, по своему значению полностью не совпадают и по большей части касаются условий новой жизни осиротевшего ребенка там, где его принимают ранее неизвестные ему лица. В таких случаях особого внимания заслуживают требования к потенциальному опекуну, сформулированные прежде всего в Семейном кодексе. Если ребенок остается в прежней семье, когда, например, родителей почему-либо нет, критическая оценка качеств будущего опекуна - члена этой семьи смягчается. Но в любом случае речь идет о главном - о создании благоприятных условий воспитания, которые призваны обеспечить право несовершеннолетнего на жизнь и воспитание в семье. Несоблюдение подобного требования чревато распадом правоотношений по опеке и вытекающим отсюда возвратом несовершеннолетнего туда, где он находился ранее. Для него это, как правило, трагедия, оставляющая свой след на всю жизнь. Однако не всегда легко распознать, какой это человек, готовый принять на себя роль родителя, каково его умение общаться с ребенком, особенно осиротевшим. Научить любить детей закон не в состоянии. В качестве мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" называет "улучшение качества подготовки потенциально замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа" <7>. Поэтому на органы опеки и попечительства возлагается обязанность подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе: -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.

ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. В качестве семейно-правовой ответственности в случае неисполнения опекуном принятых на себя обязанностей возможно его отстранение от "занимаемой должности", что осуществляется в административном, а не судебном порядке. Существует и гражданско-правовая ответственность опекуна, попечителя. Так, согласно п. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Причем обязанность родителей (усыновителей), опекунов по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 4 ст. 1073 ГК). Когда же у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или имущества, достаточного для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями/усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (п. 2 ст. 1074 ГК); организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний; обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего в семью. Осуществление подобного рода требования предполагает участие в процедуре подготовки к роли опекуна специалиста в области психологии, который профессионально может определить особенности психологического склада человека, которые вселяют надежду, что опека над ребенком будет успешной или, наоборот, она нежелательна с точки зрения удовлетворения интересов несовершеннолетнего. Здесь же можно определить способность лица, выразившего готовность заменить родителя, к воспитанию ребенка, полное отсутствие которой делает опеку нежелательной, чреватой отменой. Вместе с тем качество отбора на роль опекуна, попечителя во многом зависит от подготовки квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства, что должно входить в число мер по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на что обращается внимание в Указе Президента РФ от 28 декабря 2012 г. N 1688 <8>. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2013. N 53 (ч. 2). Ст. 7860.

Таков непростой путь к приобретению семейно-правового статуса опекуна. И главное на этом пути - обеспечение права подопечного на жизнь и воспитание в семье, где он будет нормально развиваться физически, умственно и психически благодаря тем условиям, которые обеспечит ему опекун. Но детализируя в законе, подзаконном акте условия, позволяющие обрести статус опекуна, Семейный кодекс одновременно определяет, кому нельзя им стать. Так, согласно ст. 146 СК сюда входят: несовершеннолетние лица. Эмансипация, досрочное вступление в брак, расширяющие рамки дееспособности, на наш взгляд, не влияют на правило о том, что только совершеннолетние граждане могут стать опекунами, попечителями; недееспособные лица, чья недееспособность установлена в судебном порядке и основывается на документах медицинского характера; лица, лишенные родительских прав, что подтверждается копией решения суда. Надо полагать, что к ним относятся и те, у кого дети отобраны по суду в порядке ст. 73 СК, а также лица, превратившиеся в непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью, что предусмотрено ст. 77 СК; лица, "имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности". Данный абзац не применяется к правоотношениям, возникшим на основании решений судов об усыновлении (удочерении) ребенка, вступивших в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Его отличает широкий перечень оснований для отказа в просьбе стать опекуном. Размытость границ этого перечня способна породить необоснованный отказ в удовлетворении заявленной просьбы, что не всегда в интересах несовершеннолетнего; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. И этот абзац не применяется к правоотношениям, возникшим на основании решений судов об усыновлении (удочерении) ребенка, вступивших в законную силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине. Особое место в перечне запретов на передачу несовершеннолетнего под опеку занимает Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" <9>. В этот Перечень входят: -------------------------------- <9> СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304.

туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I, II групп, исключающие трудоспособность. Данный Перечень относится к числу исчерпывающих и довольно широких. Он применим во всех случаях. Во-первых, когда претендуют на роль опекуна посторонние для ребенка лица. Во-вторых, если просят назначить их опекуном близкие родственники, которые стремятся сохранить для несовершеннолетних его семью <10>. Для первых жесткость требований медицинского характера объяснима. Для вторых, на наш взгляд, допустимы исключения из общих правил. Особенно тогда, когда несовершеннолетний и его потенциальный опекун проживают вместе. Но как для тех, так и для других данный Перечень нуждается в пересмотре, так как при наличии некоторых заболеваний, состояния инвалидности выполнение воспитательной миссии возможно и допустимо, что должно найти свое отражение в п. 4, "д", Правил подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, где сказано: "Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства... медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации". И такое заключение не может превратиться в препятствие на пути желания близких ребенку лиц стать его опекуном. Их желание заменить ребенку родителей вполне понятно, и чем меньше помех на их пути, тем лучше для осиротевшего несовершеннолетнего. Особенно если учесть, что опека над ним не прекращает его правовой связи с родителями. -------------------------------- <10> Анализ социально-демографических аспектов опеки показал, что в большинстве случаев опека устанавливается кровными родственниками ребенка (76%), преимущественно бабушками (57%), чаще пенсионерами в возрасте 55 - 79 лет (63%). Почти четверть опекунов этой группы имеют "очень плохое состояние здоровья" или являются инвалидами. См.: Чадова Т. А. Опекунские семьи в Москве: риски бедности и социальная защищенность // Социс. 2010. N 11. С. 76, 77.

В основе всех перечисленных требований, адресованных потенциальному опекуну, лежит прямое отношение к семейному воспитанию несовершеннолетнего. Но в их перечень входят и другие, аналогичные по своим целям правила. Во-первых, опекуном может стать как физическое, так и юридическое лицо. В первом случае речь идет о личности - т. е. физическом лице. Во втором - об организациях для детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, куда дети помещаются под их надзор <11>. Согласно п. 2 ст. 155.2 СК таким детям опекуны не назначаются, им становится само учреждение. Кроме того, по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, до достижения ими возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. То же самое происходит, когда почему-либо не удается быстро (в месячный срок) передать несовершеннолетнего под опеку. Тогда временно его опекуном становятся органы опеки и попечительства. Но "временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка" (п. 2 ст. 155.1). -------------------------------- <11> Вопрос о принадлежности таких учреждений к числу юридических лиц относится к числу спорных. См.: Попова Д. Г. Детские социальные учреждения как юридические лица // Защита прав ребенка в современной России. М., 2004. С. 177.

Еще одно немаловажное обстоятельство, связанное с воспитательной миссией опекуна, заключается в том, что теперь опекун не назначается. Он обретает свой статус по собственному желанию, так как опекун-"назначенец" далеко не всегда способен должным образом заниматься воспитанием <12>, тем более что имеется в виду его личное право на приобретение статуса опекуна. Напрямую к вопросам семейного воспитания относится и вопрос о возможности назначения нескольких опекунов, что предусматривает Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <13>. Согласно ч. 7 ст. 10 этого Закона "орган опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей", в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. В развитие данного положения ч. 8 ст. 10 поясняет: "При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями". Пояснения на этот счет даются в п. 7 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан" <14>, где сказано: "У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов". Указание на исключительность как-то смягчает требования, сформулированные в Федеральном законе "Об опеке и попечительстве". Однако с педагогической точки зрения наличие не одного, а нескольких воспитателей чревато опасным для несовершеннолетнего разнобоем в условиях, касающихся воспитания. Что же касается защиты имущественных прав, интересов подопечного, не связанных непосредственно с воспитанием, то здесь не исключается назначение одного опекуна как воспитателя, другого - как лица, призванного защищать имущественные интересы ребенка, если имущество находится в месте его проживания. -------------------------------- <12> § 1785 Гражданского уложения Германии гласит: "Каждый немец обязан принять на себя обязанности по опеке, для осуществления которых он выбран судом по делам опеки". См.: Гражданское уложение Германии. М., 2006. С. 450. <13> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755. <14> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.

Кульминационным моментом обретения гражданином статуса опекуна становится "принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя" (ч. 3 п. 7 ст. 145 СК), после чего у него возникают права и обязанности, предусмотренные семейным законодательством. Речь идет о следующих правах: о праве на личное воспитание опекуном своего подопечного, как любого другого ребенка. На этот счет в п. 6 ст. 148.1 СК содержатся следующие правила: "Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка". При этом на него распространяются все требования, касающиеся осуществления родительских прав, предусмотренные ст. 65 СК. Особенность такого права в том, что передача несовершеннолетнего под опеку не прекращает его правовой связи с кровными родителями. Поэтому возникает довольно сложная с правовой точки зрения ситуация, когда право на воспитание принадлежит одновременно двум субъектам: родителям (одному из них) и опекуну. На этот счет п. 2 ст. 148 СК дает следующее разъяснение: "Если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя"; о праве требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка. Вместе с тем, когда возникает необходимость в защите родительских прав в порядке ст. 68 СК, иск по их защите может предъявляться, как о том сказано в данной правовой норме, к лицам, удерживающим у себя ребенка не на основании закона или не на основании судебного решения. Но на практике такие иски предъявляются и к опекунам (попечителям), уполномоченным в установленном порядке на воспитание подопечного, что не вызывает возражений по целому ряду причин и только нуждается в законодательном закреплении в тексте Семейного кодекса; о праве самостоятельно определять способы воспитания подопечного ребенка с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства; о праве выбора образовательного учреждения и формы обучения с учетом его мнения до получения им общего образования. С учетом сложившейся в современной России довольно сложной ситуации с обеспечением опекуном надлежащих условий воспитания подопечного возникла необходимость стимулировать стремление граждан заменить ребенку-сироте, лишившемуся родительского попечения, в том числе и благодаря материальному поощрению, тех, кто готов стать опекуном, на что обращается внимание в Указе Президента РФ "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Отсюда следует вывод о необходимости предусмотреть в Семейном кодексе право как опекуна, так и попечителя на: получение ежемесячного денежного вознаграждения за свой труд; оценку своего труда как общественно полезного, подлежащего учету при определении пенсии, ее размера. До сих пор в Российской Федерации такой труд принадлежал к числу безвозмездных, если иное не предусмотрено договором, введенным в оборот семейно-правовых отношений Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Однако введение в Семейный кодекс правила об оплате труда опекуна (попечителя) не относится к числу оригинальных нововведений. Такая оплата предусмотрена и в других государствах. В частности, в п. 5 ст. 249 Закона Украины, где сказано: "Основания для возникновения права на оплату услуг опекуна и попечителя, ее размер и порядок выплаты устанавливаются Кабинетом Министров Украины" <15>. -------------------------------- <15> Голос Украины. 2002. N 21, 22; ВВР. 2003. N 7 (по сост. на 7 ноября 2012 г.).

Таков зафиксированный в законе и нуждающийся в узаконении перечень прав опекуна, касающийся главным образом его личных прав. Что же касается прав имущественного характера, то они предусмотрены главным образом с учетом требований гражданского законодательства как гражданские права участника гражданских правоотношений. Кроме перечня прав опекуна Семейный кодекс РФ обращает внимание на то, что опекун делать не вправе. Так, согласно п. 5 ст. 148.1 СК он не может препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка. Налицо еще одна "ниточка", связывающая ребенка, находящегося под опекой, с его кровнородственной семьей, когда полный разрыв с нею не всегда в интересах несовершеннолетнего. Общепринятое понимание правового статуса лица, в частности участника семейных правоотношений, включает в себя как права, так и обязанности: представлять и защищать права и законные интересы своих подопечных (п. 2 ст. 148.1 СК); воспитывать ребенка, находящегося под опекой, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном его развитии (ч. 2 п. 6 ст. 148.1 СК); подчиняться указаниям органов опеки и попечительства по устранению нарушений, связанных с защитой прав и законных интересов подопечного (ч. 2 п. 3 ст. 148.1 СК); способствовать исполнению решения суда по спорам, связанным с воспитанием несовершеннолетнего, находящегося под опекой (ч. 2 п. 3 ст. 148.1 СК). Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей; не препятствовать без необходимости общению подопечного с его родителями и родственниками. Такова совокупность образующих семейно-правовой статус опекуна (попечителя) его прав и обязанностей, призванных, во-первых, обеспечить реализацию принадлежащих подопечному ребенку его прав и законных интересов. Во-вторых, реализовать личное право гражданина стать опекуном (попечителем) с учетом предусмотренных семейным законодательством требований, касающихся семейного воспитания подопечного. С обретением семейно-правового статуса опекуна или попечителя возникают вопросы, относящиеся к его непосредственной, каждодневной деятельности. Облегчить ее ради защиты интересов ребенка - задача государственная, на которую обращается внимание в Указе Президента РФ "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Здесь не только вопросы материального стимулирования опекуна, но и лучшего материального обеспечения подопечного, повышение качества его регулярного медицинского обслуживания, социального обеспечения, но и устранение на пути установления опеки особого рода препятствий в виде требований сугубо бюрократического характера. Речь идет прежде всего о детальной отчетности в действиях как опекуна, так и попечителя, имеющей прямое отношение к имущественной стороне отношений по опеке, попечительству, что может представлять интерес только в гражданско-правовых отношениях, регулируемых гражданским, а не семейным законодательством. Сформулированные в ч. 1 ст. 25 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" требования, касающиеся сохранности, использования имущества подопечного, управления этим имуществом с приложением различного рода справок, квитанций об уплате налогов, страховых сумм, приобретенной одежды и т. д., способны лишь убить желание стать опекуном осиротевшего ребенка, у которого, как правило, ценного имущества нет. Или, что еще хуже, породить стремление избавиться от таких "бюрократических оков" путем отмены опеки, попечительства. Что же касается ответственности опекунов и попечителей, предусмотренной ст. 26 этого Закона, то она опять-таки связана с имуществом подопечного, тогда как у детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, как правило, ничего нет. Не случайно они входят в категорию малообеспеченных граждан. И опять-таки грозный характер ответственности опекуна (попечителя) чреват нежеланием заменить таким детям родителей или просто отказаться от принятых на себя ранее обязательств. Налицо не просто сугубо бюрократический подход к опеке над несовершеннолетними, но и без всякого преувеличения разрушительный характер Федерального закона "Об опеке и попечительстве", который уже начал рассыпаться пока еще по частям <16>. К тому времени, когда он рухнет совсем, он наделает много беды, затрудняя устройство осиротевших детей в семью. А решение проблемы "Россия без сирот" во многом зависит от готовности человека быть опекуном ребенка-сироты, лишившегося своей семьи, родителей, и всячески мешать его благородным намерениям просто нельзя. -------------------------------- <16> Об уменьшении объема отчетности, представляемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства, говорится в ч. 2 п. 1 Указа Президента РФ от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Библиографический список

1. Чадова Т. А. Опекунские семьи в Москве: риски бедности и социальная защищенность // Социс. 2010. N 11.

------------------------------------------------------------------

Название документа