Орган по контролю за уплатой страховых взносов отказал организации в зачете расходов на выплату пособий по беременности и родам, при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком в отношении работника (беременной женщины), принятого на работу непосредственно перед наступлением страхового случая - родами. Уполномоченный орган посчитал, что принятие на работу беременной женщины непосредственно перед наступлением страхового случая является искусственным созданием страховой ситуации

Правомерен ли отказ органа контроля за уплатой страховых взносов в рассматриваемой ситуации в зачете расходов организации?

Ответ: Отказ уполномоченного органа в зачете расходов на выплату пособий по беременности и родам в связи с тем, что принятие на работу беременной женщины непосредственно перед наступлением страхового случая является искусственным созданием страховой ситуации, неправомерен, так как организацией не нарушены требования законодательства о страховых взносах, а принятие работника на работу непосредственно перед наступлением страхового случая нельзя квалифицировать как искусственное создание страховой ситуации. Однако в случае возникновения споров с контролирующими органами организации необходимо быть готовой отстаивать свою позицию в суде.

Обоснование: На основании ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Обращаем внимание, что в ст. 64 ТК РФ закреплен запрет отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Также на основании ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

В силу п. 1 ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно п. 2 указанной статьи порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) установлено, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в ч. 3 и 4 данной статьи).

На основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Письмом ФСС РФ от 17.07.2013 N 15-03-11/12-7761 расходы по государственному социальному страхованию, не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Зачет производится на основании листка нетрудоспособности, который выдается в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.

Согласно абз. 3 п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что работодатель как имеет право брать на работу беременную женщину, так и одновременно не имеет права отказать ей в заключении трудового договора исключительно по мотивам ее беременности. Заключение трудового договора с таким работником может быть обосновано наличием у него специальных знаний, вакантной должности в организации и другими подобными обстоятельствами. Прием на работу беременной женщины незадолго до наступления страхового случая не рассматривается как искусственное создание страховой ситуации. Основанием для отказа в зачете средств по обязательному социальному страхованию может служить только документальное неподтверждение факта наступления страхового случая.

Данная позиция подтверждается примерами из судебной практики.

В Постановлении от 20.06.2013 N А66-9662/2012 ФАС Северо-Западного округа разъяснил, что ст. 64 ТК РФ прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Кроме того, законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость приема на работу беременной женщины.

Аналогичный вывод суда также содержится в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.06.2012 N Ф03-2676/2012.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отказ уполномоченного органа в зачете расходов на выплату пособий по беременности и родам, при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком в отношении работника, принятого на работу непосредственно перед наступлением страхового случая, по нашему мнению, является неправомерным. Работодатель не имеет права отказать беременной женщине в заключении трудового договора исключительно по мотивам беременности, также этот работник (беременная женщина) пользуется правом на обязательное социальное страхование. Следовательно, прием на работу беременной женщины непосредственно перед наступлением страхового случая не может рассматриваться как создание искусственного страхового случая. Прием такого работника на работу может быть обусловлен разными факторами, например наличием у него специальных знаний, наличием вакантной должности в организации и др.

Необходимо отметить, что в судебной практике существует и иная позиция. В частности, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2013 N Ф03-3341/2013 по делу N А24-4835/2012 суд поддержал орган ФСС РФ в том, что в аналогичном случае была создана искусственная ситуация для получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

18.10.2013