Согласно абз. 2 п. 9 ст. 76 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налоговый орган с 01.01.2007 будет обязан в двухдневный срок со дня получения заявления налогоплательщика-организации об отмене приостановления операций по своим счетам в банке (абз. 1 п. 9 ст. 76 НК РФ) принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, указанной в соответствующем решении налогового органа. Является ли нарушение данного срока основанием для привлечения налоговых органов к ответственности, предусмотренной ст. 35 НК РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 35 Налогового кодекса РФ налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

При этом причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

Положения данного пункта основаны на нормах, закрепленных в ст. ст. 52 и 53 Конституции РФ: обеспечение со стороны государства потерпевшим доступа к правосудию и компенсация причиненного ущерба, охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 1 ст. 103 НК РФ установлено, что при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

В соответствии с п. 2 ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Исходя из положений вышеизложенных норм в случае причинения неправомерными действиями налоговых органов вреда и убытков налогоплательщику, включая упущенную выгоду (неполученный доход), налоговые органы несут ответственность, установленную НК РФ и иными федеральными законами.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П разъяснил, что превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимы с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" положения ст. 76 НК РФ, закрепляющей правовой режим приостановления операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, изложены в новой редакции.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.

Кроме того, в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ закреплена норма, согласно которой приостановление операций не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 данной статьи.

Вышеуказанное положение находится в системной связи с механизмом отмены решения о приостановлении операций, в случае если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, превышает указанную в решении сумму, закрепленным в п. 9 ст. 76 НК РФ.

Если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного заявления принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения сумм денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Исходя из положений вышеизложенных норм если в результате непринятия налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения сумм денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, в двухдневный срок, предусмотренный в п. 9 ст. 76 НК РФ, налогоплательщику был причинен вред, то в таком случае за неправомерные действия налогового органа наступает ответственность, предусмотренная НК РФ и иными федеральными законами в соответствии со ст. 35 НК РФ.

Правомерность таких выводов подтверждает судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2006 по делу N А26-10592/2005-15).

Таким образом, нарушение указанного срока в случае причинения налогоплательщику убытков является основанием для привлечения налоговых органов к ответственности, предусмотренной ст. 35 НК РФ.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

16.02.2007