При проверке правильности использования контрольно-кассовой техники (ККТ) налоговым органом было обнаружено, что на нашем кассовом аппарате на пломбе центра технического обслуживания отсутствует оттиск. На основании этого организация была привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Насколько правомерны действия налогового органа?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Согласно п. 4 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного Решением ГМЭК от 06.03.1995, Протокол N 2/18-95 (далее - Положение), налоговые органы, в частности, ставят и снимают с учета ЦТО в соответствии с решениями органов исполнительной власти субъектов РФ, имеют оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей, а также проверяют наличие пломбы на контрольно-кассовой машине, установленной ЦТО.
В свою очередь, ЦТО представляют в налоговые органы РФ оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей (п. 11.2 Положения).
Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Как указал Пленум ВАС РФ в п. 1 Постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", под неприменением ККТ следует понимать, в частности, использование ККТ с таким повреждением пломбы, которое свидетельствует о возможности доступа к фискальной памяти.
В рассматриваемом случае налоговым органом обнаружено на пломбе ККТ отсутствие оттиска ЦТО.
Однако отсутствие оттиска пломбы ЦТО само по себе не свидетельствует о возможности доступа к фискальной памяти. То есть если налоговым органом не доказано, что организация имела фактический доступ к фискальной памяти ККТ, то привлечение ее к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ лишь за отсутствие оттиска ЦТО на пломбе, по нашему мнению, неправомерно. Аналогичную позицию занял ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17.04.2006 N А52-6119/2005/2.
Г. А.Ковальчук
Аудиторско-консалтинговая группа
"АИС"
16.02.2007