Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями

(Зыков В.)

("Российская юстиция", N 2, 1999)

Текст документа

ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО

ГРАЖДАНИНУ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

В. ЗЫКОВ

В. Зыков, заслуженный юрист Российской Федерации.

Статья 53 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе и органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Однако, как гласит народная мудрость, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В соответствующей судебной практике допускается неоправданная волокита и разнобой. Создается впечатление, что некоторые практические работники забыли или вообще не знают о том, в каком порядке производится возмещение такого ущерба.

Например, 28 апреля 1994 г. постановлением судьи Ивановского района Амурской области на гражданина Палагуту за неуважение к суду было наложено взыскание в виде административного ареста сроком на десять суток. Это постановление являлось незаконным, в связи с чем 21 июля 1994 г. и. о. председателя Амурского областного суда отменил его и дело прекратил. Однако Палагута наказание отбыл и по этой причине, естественно, не работал на производстве, потеряв заработок. После этого он понес и дополнительные расходы в связи с поездками в суд с ходатайствами о пересмотре дела. Палагута обратился в суд с просьбой возместить ему причиненные убытки.

Прошло четыре года, но они до сих пор не только не возмещены, но даже не принято какого-либо решения. В течение нескольких лет заявления истца пересылались из одного правоохранительного органа в другой. Только в этом году судья Благовещенского городского суда назначил его к слушанию на 1 июля. В качестве ответчика привлечено Правительство Российской Федерации.

Но возникает вопрос, почему дело назначено к рассмотрению в порядке искового производства, а в качестве ответчика привлечено Правительство? В письме судьи Благовещенского городского суда, адресованном Председателю Правительства Российской Федерации, имеется ссылка на ст. 1070 ГК РФ. Но эта статья лишь устанавливает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, не предусматривая порядок его возмещения; указано лишь, что вред возмещается государством в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 58.1 УПК органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принимать меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину их незаконными действиями, а условия и порядок возмещения такого ущерба "определяются законодательством Союза ССР и РСФСР".

Этот порядок подробно регламентирован действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" и утвержденным этим Указом Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. N 21. Ст. 741; 1981. N 26. Ст. 840). 2 марта 1982 г. Минюстом СССР, Прокуратурой Союза ССР и Минфином СССР утверждена специальная инструкция по применению названного Положения. Она согласована с бывшими Верховным Судом СССР, МВД и КГБ СССР.

Согласно всем этим нормативным актам возмещение заработка и других трудовых доходов, которых гражданин лишился в результате незаконных действий правоохранительных органов, а также судебных издержек и иных сумм, выплаченных им в связи с незаконными действиями, производится не в порядке гражданского судопроизводства, а в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством. Определение размера такого ущерба производится в месячный срок со дня обращения гражданина в соответствующие органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суд. При этом, если дело прекращено судом при рассмотрении в кассационном или надзорном порядке, указанные действия производит суд, рассмотревший дело по первой инстанции.

По результатам определения размера ущерба выносится постановление (определение), копия которого, заверенная гербовой печатью, направляется гражданину. Он предъявляет ее в финансовый отдел местной исполнительной власти, получает чек на указанную в постановлении (определении) сумму, которую затем ему выплачивает соответствующее учреждение Госбанка.

В этих же нормативных актах указано, что в порядке и сроки, установленные уголовно - процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, такое постановление (определение) может быть обжаловано соответствующему прокурору или в вышестоящий суд либо опротестовано.

Именно в таком порядке и должен был возмещаться ущерб, причиненный Палагуте, но дело назначено судом к разбирательству в порядке искового производства. Тем более незаконно в качестве ответчика привлечено Правительство Российской Федерации.

В несколько ином порядке производится восстановление трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврат имущества или его стоимости, связанных с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Этот порядок подробно регламентирован теми же нормативными актами. Указанные права восстанавливаются в административном порядке: предоставляется прежняя работа, возвращается ранее занимаемое жилое помещение, возвращается в натуре имущество, а при невозможности возврата возмещается его стоимость, решается вопрос о восстановлении званий, возвращении орденов и медалей. И только в том случае, если требования о восстановлении прав, а также о возврате имущества или его стоимости не удовлетворены или гражданин не согласен с принятым решением, он вправе обратиться в суд в порядке искового производства. Незнание всех этих требований закона приводит к тому, что в порядке искового производства рассматриваются дела не только о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, но и о возмещении заработка и других трудовых доходов.

Установленный в 1981 году порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в последующие годы был подробно детализирован законодательством и судебной практикой.

Внесены соответствующие дополнения в ст. ст. 80 и 118 ГПК. При этом в ст. 118 ГПК прямо указано, что в порядке гражданского судопроизводства могут быть рассмотрены не все иски, связанные с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями правоохранительных органов, а лишь о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. N 46. Ст. 1555).

Специально всем этим вопросам посвящено Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 декабря 1988 г. В нем разъяснено, что требования о возмещении заработка и других трудовых доходов; штрафов, взысканных во исполнение приговора суда; судебных издержек; сумм, выплаченных юридической консультации за оказание юридической помощи, и иных сумм, выплаченных в связи с незаконными действиями, надлежит рассматривать в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством. Обращения же гражданина о восстановлении нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных прав, возврате имущества либо его стоимости должны рассматриваться в исковом порядке, если требования гражданина по этим вопросам соответствующими органами не удовлетворены либо он не согласен с принятым решением.

------------------------------------------------------------------

Название документа