В рамках выездной налоговой проверки в организации был осуществлен контроль соблюдения законодательства РФ в сфере применения контрольно-кассовой техники и порядка ведения кассовых операций. На основании проведенной проверки выявлено превышение в кассе установленного банком лимита денежных средств для осуществления предстоящих расходов. Налоговым органом составлен протокол по делу об административном правонарушении, согласно которому на организацию наложен штраф по ст. 15.1 КоАП РФ. Вправе ли налоговые органы осуществлять проверку порядка ведения кассовых операций?
Ответ: Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), разд. II которого регламентирует прием, выдачу наличных денег и оформление кассовых документов.
Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (п. п. 1, 5 Порядка).
В соответствии с п. 7 Порядка организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
Согласно п. п. 2.2, 2.6 Положения Центрального банка РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (далее - Положение) наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций, сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счета этих организаций.
Организации по согласованию с обслуживающими банками могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. Решение о расходовании денежной выручки из кассы принимается банками ежегодно на основании письменных заявлений организаций и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с банками по ссудам (п. 2.7 Положения).
Организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты (п. 2.7 Положения).
К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации (п. 2.15 Положения).
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации возложен на должностных лиц учреждений банка (п. 41 Порядка).
При этом налоговые органы по сведениям, предоставляемым банками, имеют право рассматривать протоколы об административных правонарушениях и налагать штрафы, предусмотренные ст. 15.1 КоАП РФ (ст. 23.5 КоАП РФ, Письмо ФНС России от 26.01.2005 N 22-3-11/073@ "О применении ККТ").
Иными словами, налоговые органы в настоящее время не наделены правом проводить проверки соблюдения налогоплательщиками порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (Письмо УМНС России по г. Москве от 18.12.2003 N 11-24/69763).
Однако существует и иная точка зрения, согласно которой проведение проверки по соблюдению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в рамках выездной налоговой проверки не противоречит действующему законодательству. Данная позиция отражена в Постановлении ФАС ЦО от 01.06.2006 по делу N А54-554/2006-С18.
Как видно, ситуация является спорной, и, учитывая арбитражную практику, однозначно ответить на заданный вопрос не представляется возможным. Мы считаем, что налоговые органы не вправе проводить проверку порядка ведения кассовых операций.
Г. А.Ковальчук
Аудиторско-консалтинговая группа
"АИС"
12.02.2007