Договор банковской гарантии
(Завидов Б. Д.) ("Право и экономика", NN 1, 2, 1999) Текст документаДОГОВОР БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
/"Право и экономика", N 1, 1999/
Б. Д. ЗАВИДОВ
"Мы придерживаемся той позиции, что банковская гарантия является новым самостоятельным способом обеспечения исполнения обязательств..." (В. В. Витрянский) <*>
Завидов Борис Дмитриевич Кандидат юридических наук, специалист по гражданскому и хозяйственному законодательству, по вопросам транспорта и дорожно - транспортных происшествий. Родился 9 июля 1948 г. в Минске Брестской области. В 1975 г. окончил Харьковский юридический институт. Работал стажером городской прокуратуры, следователем, помощником прокурора, адвокатом, преподавателем гражданского права в коммерческой академии, начальником юридического отдела многопрофильной московской фирмы. С 1998 г. - ст. научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ. Автор более 150 различных работ (брошюры и книги), в том числе за 1998 г. имеет 51 публикацию.
ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
Банковская гарантия - это новый для Российской Федерации и самостоятельный способ обеспечения исполнения обязательств. В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару), в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства, денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).
ГАРАНТ (как правило, банк или иное кредитное учреждение)
/ \ / \ Действие N 1 Действие N 2 Действие N 3 Действие N 4 Просьба Договор Письм. Предоставление принципала обязательство - письменного гарант. письмо требования об уплате гарантий \ / \ /
ПРИНЦИПАЛ БЕНЕФИЦИАР (без его письменной просьбы (кредитор принципала) гарантия не дается, он же - должник бенефициара)
Таким образом, правоотношения по банковской гарантии, исходя из существа статьи 368 ГК РФ, должны состоять как минимум из четырех действий. При этом минимум три участника связаны между собой применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии. Если отсутствует хотя бы один из них, то отсутствует и правоотношение по банковской гарантии.
КТО ТАКОЙ ПРИНЦИПАЛ?
В сущности он - должник или будущий должник бенефициара, однако Гражданский кодекс не говорит об этом абсолютно прямо. Но в статье 368 ГК РФ прямо сказано обратное: "Бенефициар - кредитор принципала". Следовательно, принципал в данном случае будет являться должником бенефициара. При таком понимании схемы правоотношений по банковской гарантии: "принципал - должник", а "бенефициар - кредитор", уяснение правового положения субъектов банковской гарантии заметно упрощается.
КАК ДЕЙСТВУЮТ УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ О БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ?
Забегая немного вперед, отметим, что как раз несогласованность указанных в схеме четырех действий между его участниками, отсутствие письменного соглашения между гарантом и принципалом, а равно между гарантом и бенефициаром и т. д. - все это порождает многочисленные споры в правоприменительной практике (об этом читайте в следующем номере журнала). Именно поэтому все четыре основные "действия" участников отношения по банковской гарантии, вытекающие из статьи 368 ГК РФ, требуют более углубленного анализа. "Действие N 1". Просьба принципала к гаранту выдать письменное обязательство (банковскую гарантию) бенефициару (кредитору принципала) Какая это должна быть просьба, письменная или устная? В законе об этом не сказано! Однако для банка как гаранта предпочтительнее получить письменную "просьбу" от принципала. Это устранит все последующие разночтения в случае гражданско - правового спора: "просил" или "не просил" принципал у гаранта выдачи банковской гарантии. "Действие N 2". Договор между принципалом и гарантом о том, что по письменной "просьбе" принципала будет выдана банковская гарантия и причем самим гарантом, а не третьим лицом (например, вышестоящим банком по отношению к гаранту) (ст. 372 ГК РФ) В статье 368 ГК РФ, конечно же, не сказано, что такой договор между принципалом и гарантом должен быть. Однако, исходя из смысла отдельных последующих статей ГК РФ, регулирующих банковскую гарантию, такой договор должен быть (ст. 369, 379). Так, например, в тексте пункта 2 статьи 379 ГК РФ говорится: "...если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное". Хотя трудно себе представить другое положение: гарант (банк) выдает банковскую гарантию бенефициару, не имея при этом договорных отношений с принципалом (есть только письменная просьба принципала: выдать банковскую гарантию). Спрашивается, как же тогда быть, если пункт 2 статьи 369 ГК РФ указывает, что за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение? Нет договора - нет и вознаграждения. Наконец, гарант не сможет (удовлетворив требования бенефициара) получить регрессные требования с принципала в полном объеме, покрыть свои образовавшиеся убытки (ст. 15 и 394 ГК РФ). Следовательно, наличие договора между принципалом и гарантом - обязательно для гаранта. Однако и для принципала (не только для гаранта) принципиально важно наличие такого договора. И вот почему! Во-первых, имея на руках такой договор, принципал будет уверен: гарантийное обязательство должно быть выполнено, и сделка состоится. Во-вторых, составив и подписав такой договор, именуемый на практике "Договор о предоставлении банковской гарантии", гарант будет его исполнять, если и не под страхом имущественной ответственности, то хотя бы под "угрозой" потерять свой престиж или имидж, а последним, как известно, особенно дорожат все приличные банки. Следовательно, наличие договора о предоставлении банковской гарантии важно как для принципала, так и для гаранта. "Действие N 3". Действия гаранта Подразумевается именно множественное число: "действия гаранта", так как из "Действия N 3" (письменное обязательство, т. е. гарантия) неизбежно вытекает "Действие N 4" - "Предоставление письменного требования бенефициаром гаранту об уплате гарантии". Только наличие всех четырех действий в правоотношении о банковской гарантии может свидетельствовать об исполнении данного обязательства надлежащим образом.
КТО МОЖЕТ БЫТЬ СУБЪЕКТОМ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ?
Статья 368 ГК РФ называет в качестве лиц, правомочных выдавать банковскую гарантию, банк, иное кредитное учреждение и страховую организацию. Однако ученые - правоведы считают, что перечень субъектов банковской гарантии сильно сужен законодателем, а в правоприменительной практике такие гарантии выдают и иные субъекты гражданского права. Так, гарантии вправе выдавать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства согласно статье 6 его Устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 года N 424 <*>. Имеют место случаи выдачи гарантии от имени Правительства РФ (об особенностях таких гарантий см. ст. 126 ГК РФ). Следует считать возможным выдачу гарантии на условиях § 6 главы 23 ГК РФ и другими субъектами гражданского права, поскольку согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ способы обеспечения обязательств могут самостоятельно предусматриваться заинтересованными в том сторонами <**>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1901. <**> Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Контракт-ИНФРА-М, 1997. С. 620. Далее автор неоднократно обращается к данному изданию.
О ФОРМЕ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
Гарантия должна выдаваться в письменной форме. Согласно Закону о бухгалтерском учете она подписывается также главным бухгалтером или бухгалтером соответствующего юридического лица (ст. 7), что практиковалось и ранее. В статьях ГК РФ нет прямых указаний о последствиях нарушения правила о письменной форме гарантии. Но из их содержания со всей очевидностью следует, что такая гарантия будет ничтожной, несмотря на то, что в силу статьи 162 ГК РФ и допускается предоставление письменных и иных доказательств.
ОБ УСЛОВИЯХ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
В статье 368 ГК РФ о них не говорится, но в последующих статьях Кодекса сказано об основных свойствах и пределах действия банковской гарантии: - она ограничивается суммой, которая выдана (ст. 377 ГК РФ); - ее условием может быть срок гарантии (п. 2 ст. 374 ГК РФ); - обязательность предоставления отдельных документов (ст. 374 ГК РФ). В гарантию могут быть включены и другие условия: о возможности ее отзыва (ст. 371 ГК РФ), передаче ее бенефициаром другому лицу (ст. 372 ГК РФ), особом порядке вступления гарантии в силу (ст. 373 ГК РФ), ответственность гаранта за невыполнение своего обязательства (ст. 377 ГК РФ). Правовая природа такого обязательства, как банковская гарантия, - довольно сложное правоотношение, несмотря на всю кажущуюся простоту. Это объясняется не только тем, что банковская гарантия - новый институт гражданского права нарождающейся экономики России, но и тем, что он позаимствован из зарубежного законодательства. Так, правила о гарантии, содержащиеся в § 6 главы 23 ГК РФ, сформулированы с учетом международной практики, отраженной в Унифицированных правилах для гарантий по требованию, которые были опубликованы в 1992 году в Париже Международной Торговой палатой (МТП).
ОБ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
Профессор В. В. Витрянский указывает, что "несмотря на абсолютную новизну банковской гарантии для российского законодательства, в юридической литературе не прекращаются попытки найти и определить черты банковской гарантии, делающие ее похожей на иные способы обеспечения исполнения обязательств и даже на иные гражданско - правовые институты, не имеющие отношения к способам обеспечения обязательств". Главное, в чем сходятся ученые - правоведы, это то, что главная идея и смысл банковской гарантии - в ее обеспечительном характере, и то, что она являет собой "самостоятельный способ обеспечения обязательств".
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
Банковская гарантия представляет собой облекаемое в письменную форму одностороннее обязательство, в соответствии с которым гарант обязуется уплатить бенефициару - кредитору по обеспечиваемому гарантией обязательству определенную денежную сумму. Право бенефициара в отношении гаранта может быть реализовано только путем предъявления письменного требования, которое должно соответствовать условиям, предусматриваемым самой банковской гарантией. Гарантия - возмездное обязательство, при этом за выдачу банковской гарантии принципал выплачивает гаранту определенное вознаграждение. Размер вознаграждения, срок его выплаты и другие сведения о нем, как правило, носят строго конфиденциальный характер. Однако и в том случае, когда размер и срок уплаты банковской гарантии не указан в соглашении между гарантом и принципалом, это не может служить основанием к отказу гаранта в удовлетворении требований бенефициара <*>. -------------------------------- <*> Вестник ВАС РФ. 1997. N 6. С. 82.
Банковская гарантия никак не зависит от основного обязательства. Законодатель очень четко формулирует это обстоятельство. Так, предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство (ст. 370 ГК РФ). Характерно и такое обстоятельство: на независимость гарантии не влияет и то, что при представлении требования по гарантии бенефициар согласно пункту 1 статьи 374 ГК РФ должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства. Юридическая самостоятельность банковской гарантии, предусматриваемая ГК РФ, получила четкую характеристику и признание в протесте заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по иску китайской торговой корпорации в связи с неоплатой гарантии к коммерческому банку "Презенткомбанк", который был удовлетворен 11 марта 1997 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> Комментарий судебно - арбитражной практики. / Вып. 4. - М., 1997. С. 105 - 112; Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Контракт - ИНФРА-М, 1997. С. 622.
Между тем в учебнике "Гражданское право" дается несколько другая интерпретация содержания статьи 370 ГК РФ относительно независимости банковской гарантии от основного обязательства. "Несмотря на столь категоричную формулировку правила статьи 370 ГК РФ о том, что гарант несет ответственность перед бенефициаром независимо от ответственности принципала, было бы неточно предполагать, будто банковская гарантия абсолютно независима от основного обязательства. Сама обязанность гаранта произвести платеж в пользу бенефициара имеет своим основанием неисполнение принципалом основного обязательства. Для выдающего банковскую гарантию важно знать условия обеспечиваемого банковской гарантией обязательства, условия его изменения и исполнения с тем, чтобы оговорить в гарантийном обязательстве условия, обеспечивающие интересы гаранта" <*>. Например, в банковскую гарантию гарант может включить условие о том, что вызывает прекращение банковской гарантии: -------------------------------- <*> Гражданское право. / Учебник, ч. 1. - Санкт - Петербург: Теис. 1996. С. 532.
изменения обязательства, обеспеченного банковской гарантией, которые могут привести к увеличению ответственности либо к иным неблагоприятным для гаранта последствиям, если эти изменения были сделаны без согласия гаранта; перевод на другое лицо долгов по обеспеченному банковской гарантией обязательству, если на это не было предварительно получено согласие гаранта; отказ бенефициара принять предложенное принципалом надлежащее исполнение <*>. -------------------------------- <*> Меломед А. Банковская гарантия - новый институт в российском законодательстве. // Российская юстиция. 1995. N 7. С. 13.
Таким образом, содержание банковской гарантии во многом зависит как от предписаний закона, так и от условий, разработанных сторонами и включенных в гарантийное обязательство. Между тем В. В. Витрянский указывает на ошибочность взгляда авторов учебника в этом вопросе. "Представляется, что такая позиция является следствием недоразумения, вызванного тем, что названные авторы акцентировали свое внимание не на содержании нормы, а на заголовке статьи, который, как известно, не имеет никакого правового значения. Что же касается содержания самой нормы, то там и речи нет о независимости банковской гарантии от основного обязательства. Суть правила состоит в том, что от основного обязательства не зависит предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром (причем в отношениях между ними). Данное правило не вызывает сомнений, оно не может быть опровергнуто даже положением о том, что бенефициар в своем требовании к гаранту должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства: указанная обязанность бенефициара носит сугубо формальный характер, поскольку относится скорее к оформлению письменного требования, но никак не к существу отношений, складывающихся между гарантом и бенефициаром. Ведь даже в том случае, если основное обязательство будет прекращено, в том числе и по причине его надлежащего исполнения должником, повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом (п. 2 ст. 376)". Банковская гарантия, как правило, безотзывна, если в ней не предусмотрено иное. Принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 372 ГК РФ). Но это опять диспозитивная норма права: непередаваемость прав по банковской гарантии - только общее правило. Принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу. Уступка требования допустима только с согласия гаранта (должника), выраженного либо непосредственно в тексте гарантии при ее подписании, либо впоследствии, но до предъявления к гаранту требований бенефициара. Гарант может иметь собственный интерес в сохранении гарантийного обязательства, хотя бы потому, что он получает при выдаче банковской гарантии установленное сторонами вознаграждение. Однако, если все-таки гарантия допускает передачу права требования бенефициара к гаранту и такая передача осуществляется, следует руководствоваться общими правилами Гражданского кодекса о цессии (§ 1 гл. 24), поскольку они не противоречат сущности гарантии как односторонней сделке. Банковская гарантия, согласно статье 373 ГК РФ, вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное. Если в гарантии оговорено, что она вступает в силу с "будущей даты", то она приобретает силу сделки с отлагательным условием (ст. 157 ГК РФ). Банковская гарантия ограничена уплатой определенной денежной суммы, на которую она выдана (п. 1 ст. 377 ГК РФ). При этом ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное (п. 2 ст. 377 ГК РФ). Однако гарантия является денежным обязательством, а это означает, что при нарушении гарантом его обязательств должны применяться правила статьи 395 ГК РФ, предусматривающие уплату процентов за просрочку платежа, а сверх того - и возможных убытков. В судебной практике это правило сомнений не вызывает <*>. -------------------------------- <*> Вестник ВАС РФ. 1997. N 4. С. 87.
В случаях, когда на основании пункта 2 статьи 376 ГК РФ ответственность гаранта за нарушение его обязательств будет в гарантии ограничена или вообще исключена, следует учитывать правило пункта 4 статьи 401 ГК РФ, согласно которому заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. В силу статьи 156 ГК РФ эта общая норма договорного права применима и к гарантии как односторонней сделке. Требования бенефициара должны быть письменными и содержать в себе необходимый перечень (приложения) документов, в которых указывается, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия (п. 1 ст. 374 ГК РФ). Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 374 ГК РФ такое требование бенефициара должно быть предоставлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана. Следует отметить, что содержание статьи 374 ГК РФ гораздо шире ее наименования. Требование бенефициара о необходимости произвести платеж по гарантии может быть внесудебным и заявляется им в пределах той суммы, на которую выдана гарантия (п. 1 ст. 377 ГК РФ) и только до окончания определенного в гарантии срока ее действия. Однако, если в своем письменном требовании к гаранту бенефициар допустил неполноту информации (предоставил ее не в полном объеме) или указал ее неправильно, - все это не влияет на обязательства гаранта произвести платежи в пользу бенефициара (п. 2 ст. 376 ГК РФ). Гарант во всех случаях обязан рассмотреть требования бенефициара. Так, по получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Помимо всего, гарант также должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (п. 1 и 2 ст. 375 ГК РФ). Законодатель в пункте 2 статьи 375 ГК РФ не расшифровывает понятий: "в разумный срок" и "проявить разумную заботливость". Что касается понятия "разумный срок", то о нем сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 314 ГК РФ: "Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства". Поэтому несоблюдение "разумного срока" гарантом дает бенефициару право возложить на него ответственность сверх суммы гарантии по правилам пункта 2 статьи 377 ГК РФ. В отношении определения "разумная заботливость" ГК РФ не устанавливает его законодательного понятия. Следует только констатировать, что понятие "разумная заботливость" корреспондирует с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, где фигурирует выражение: "...разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается". В практике встречаются случаи, когда гарант по отдельным причинам отказывается произвести гарантийный платеж бенефициару. В этом случае бенефициар обязан предъявить к нему иск в суде. Обязанность лица заявить иск в суде, в случае нарушения его прав, вытекает из материальной (п. 4 ст. 401 ГК РФ) и процессуальной правовых норм (абз. 2 п. 1 ст. 4 АПК РФ "Отказ от права на обращение в суд недействителен"). Причем указанный иск должен быть заявлен бенефициаром в пределах срока исковой давности, определяемой главой 12 ГК РФ.
/"Право и экономика", N 2, 1999/
О ПРОЦЕДУРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПО БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
В самом упрощенном виде, к реализации обеспечительных обязательств кредитор (бенефициар) вправе приступить по общему правилу в случае неисполнения обязательства должником (принципалом). Банковская гарантия, если в ней не содержится иных оговорок, вступает в силу со дня ее выдачи, т. е. с момента подписания гарантийного письма. Если бенефициар, представляя гаранту в письменной форме требование с указанием, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия, гарант обязан удовлетворить требование бенефициара. Гарантийное письмо является свидетельством заключения договора банковской гарантии и подтверждением всех условий ответственности гаранта перед кредитором должника. Банковская гарантия может выдаваться банком либо непосредственно в пользу контрагента принципала (прямая гарантия), либо в пользу банка, обслуживающего контрагента (гарантия через посредство банка). В зависимости от цели и характера обеспечиваемых обязательств банковские гарантии подразделяются на: гарантии твердого предложения товара; гарантии платежа; гарантии поставки; гарантии предоставления (займа, товара); гарантии возврата авансовых платежей; налоговые, таможенные, судебные гарантии <*>. -------------------------------- <*> Гражданское право. / Учебник, ч. 1. - Санкт - Петербург: Теис. 1996. С. 533.
Банковская гарантия должна содержать перечень документов, которые бенефициар должен представить гаранту при предъявлении требования об оплате подтвержденной гарантией суммы. Таковы основные моменты по реализации бенефициаром своих прав и их удовлетворению в обязательстве по банковской гарантии. Между тем законодатель вводит в ГК РФ специальную статью с названием "Отказ гаранта удовлетворить требование бенефициара" (ст. 376). Так, согласно пункту 1 статьи 376 ГК РФ гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока. Гарант должен немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование. В том случае, если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу. Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом (п. 2 ст. 376 ГК РФ). Итак, в пункте 1 статьи 376 ГК РФ имеются лишь два основания, при которых гарант имеет право отказать кредитору (бенефициару) в удовлетворении его требований: - само требование и приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии; - либо само требование предоставлено кредитором по истечении срока, установленного непосредственно в банковской гарантии. Значение правил пункта 2 статьи 376 ГК РФ ученые - правоведы объясняют не только следствием сущности гарантии как безусловного одностороннего обязательства, но и тем, что исполнение основного обязательства может оказаться ненадлежащим, а прекращение или недействительность основного обязательства - только предполагаемым, и по этим вопросам возможны длительные споры, в том числе судебные. Такие обстоятельства не должны ослаблять юридическую надежность гарантии как способа обеспечения, если бенефициар повторно заявляет требование о платеже по гарантии. Если бенефициар ошибочно считает исполнение по основному обязательству не произведенным или проявляет недобросовестность и получает удовлетворение дважды (по основному обязательству и в качестве платежа по гарантии), к нему может быть предъявлено требование о возвращении неосновательно полученного, уплате процентов по денежному обязательству и возмещение причиненных убытков. Однако о правовом и смысловом значении пункта 2 статьи 376 ГК РФ лучше других, пожалуй, сказал профессор В. В. Витрянский: "Практический смысл данного положения заключается в том, что гарант, сообщивший об известных ему обстоятельствах, касающихся прекращения или недействительности основного обязательства, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН НАХОДЯЩИМСЯ В ПРОСРОЧКЕ ПО СВОЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ ПЕРЕД БЕНЕФИЦИАРОМ ДО ПОЛУЧЕНИЯ ОТ ПОСЛЕДНЕГО ПОВТОРНОГО ПИСЬМЕННОГО ТРЕБОВАНИЯ И ИСТЕЧЕНИЯ РАЗУМНОГО СРОКА НА ЕГО РАССМОТРЕНИЕ" <*>. -------------------------------- <*> Выделено автором.
Рассмотрим последние две статьи § 6 главы 23 ГК РФ "Прекращение банковской гарантии" (ст. 378 ГК РФ) и "Регрессные требования гаранта к принципалу" (ст. 379 ГК РФ).
О ПРЕКРАЩЕНИИ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ
Банковская гарантия прекращает свое действие: - фактом уплаты бенефициару суммы, на которую выдана гарантия <*>; - окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана <*>; - вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту; - вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательства <*>. -------------------------------- <*> По данному основанию прекращаются обязательства гаранта и они не зависят от того, возвращена ли емРАНТА К ПРИНЦИПАЛУ
Законодатель сформулировал положения о регрессных требованиях гаранта к принципалу двумя пунктами статьи 379 ГК РФ. Право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (п. 1 ст. 379 ГК РФ). Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 379 ГК РФ). Внешняя простота статьи 379 ГК РФ несколько обманчива, ибо в правовой литературе данная норма права трактуется по-разному. И на это опять указывает все тот же В. В. Витрянский: "...указанная норма в литературе истолкована таким образом, что гарант, уплативший соответствующую сумму бенефициару, имеет право на предъявление регрессных требований к принципалу только в том случае, когда это прямо предусмотрено соглашением с последним". Представляется, что такой подход не соответствует норме, содержащейся в пункте 1 статьи 379, ни по ее содержанию, ни по буквальному ее выражению. Указанная норма не устанавливает правила, в соответствии с которым право гаранта на регрессные требования к принципалу возникает из соглашения с последним. Иначе редакция нормы была бы иной, например: "Гарант вправе потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, если это предусмотрено соглашением гаранта с принципалом" либо "гарант не вправе требовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, если иное не предусмотрено соглашением гаранта с принципалом". Своеобразная редакция положения пункта 1 статьи 379 ("Право гаранта... определяется соглашением гаранта с принципалом") вызвана особенностями взаимоотношений между гарантом и принципалом, главная из которых заключается в их возмездном характере: за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Размер и порядок уплаты такого вознаграждения должны быть определены соглашением между гарантом и принципалом. Далее В. В. Витрянский указывает на причину необычной редакции нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 379 ГК РФ. "Очевидно, что право на регрессное требование к принципалу, которым, безусловно, обладает гарант, уплативший бенефициару денежную сумму по банковской гарантии, по своему объему не может не учитывать размер вознаграждения, полученного гарантом от принципала за выданную банковскую гарантию. Именно этот вопрос об объеме регрессного требования гаранта к принципалу с учетом полученного гарантом вознаграждения от последнего (а не о предоставлении гаранту права регресса!) должен решаться в соглашении между гарантом и принципалом во избежания неосновательного обогащения гаранта за счет принципала". Таким образом, можно согласиться с мнением В. В. Витрянского о том, что все "характерные черты банковской гарантии делают ее самым надежным, по существу твердым обеспечением исполнения обязательств. В этом ее привлекательность для кредиторов, что может послужить причиной широкого применения банковской гарантии в имущественном обороте".
------------------------------------------------------------------
Название документа