Вправе ли орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом местных особенностей определять размер платы дополнительно к установленной ст. 333.33 НК РФ государственной пошлине за выдачу водительских удостоверений и талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами), а также за выдачу свидетельств о регистрации транспортных средств, талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортного средств, а также свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения с учетом местных особенностей, за выдачу и замену государственных регистрационных знаков?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Пунктом 2 ст. 8 НК РФ установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 333.16 НК РФ указанные в п. 1 ст. 333.16 НК РФ органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Подпунктом 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных, в частности, с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства и на мототранспортные средства и прицепы.

Подпунктами 36, 37 и 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определены размеры государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения, в том числе при замене, взамен утраченного или пришедшего в негодность, за выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, а также за выдачу физическому лицу справки, подтверждающей получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами.

Подпунктами 29, 31, 31.1, 32, 33, 34, 35 и 39 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных, в частности, с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, а также размеры государственной пошлины за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, за выдачу отличительного знака участника международного дорожного движения, за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, за рассмотрение заявления и выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пп. "а" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" (далее - Постановление N 228) органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно с учетом местных особенностей определяют размеры оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов.

В оплату указанной продукции включается свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость), а также затраты по ее транспортировке, хранению, оформлению и выдаче. Суммарная величина затрат не должна превышать 3 процентов годового размера установленной законом минимальной оплаты труда.

Минфин России в Письме от 05.10.2006 N 03-06-03-04/81 указывает, что на основании положений ст. 333.33 НК РФ за совершение органами внутренних дел и гостехнадзора вышеперечисленных действий, связанных с выдачей документов, должна уплачиваться государственная пошлина и никакие иные платежи.

При этом Минфин России обращает внимание на то, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о налогах" п. 4 Постановления N 228 действует в части, не противоречащей части второй НК РФ, и подлежит приведению в соответствие с гл. 25.3 НК РФ.

Минфин России приходит к выводу, что при этом гл. 25.3 НК РФ не регулируются вопросы по взиманию платы за изготовление специальной продукции (регистрационных знаков, водительских удостоверений, паспортов транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств и другой полиграфической продукции), которые не относятся к юридически значимым действиям, и за совершение органами внутренних дел и гостехнадзора действий, связанных с оказанием данных услуг, должна взиматься отдельная плата в зависимости от затрат на изготовление специальной продукции и проведение экспертиз.

Аналогичные выводы были выражены и в Определении ВС РФ от 08.02.2006 N 58-Г05-39 (далее - Определение N 58-Г05-39), в котором суд указал, что изготовление регистрационных знаков, водительских удостоверений, технических паспортов и другой специальной продукции, необходимой для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении, существенными признаками сбора, предусмотренного ст. 8 НК РФ, не обладает. Кроме того, в Определении N 58-Г05-39 суд также указал, что отношения, возникающие в связи с взиманием данной платы, не являются налоговыми правоотношениями и по субъектному составу. Суд пришел к выводу, что НК РФ действия по изготовлению регистрационных знаков, водительских удостоверений, технических паспортов и другой полиграфической продукции не отнесены к числу юридически значимых действий.

В Решении ВС РФ от 02.11.2006 N ГКПИ06-793 (далее - Решение N ГКПИ06-793) суд указывает, что НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины (обязательного сбора) за совершение таких юридически значимых действий, как выдача и замена государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов, за которые Постановлением N 228 установлено взимание платы.

В Решении N ГКПИ06-793 обращено внимание на то, что в силу правовой позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П, Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации.

ВС РФ в Решении N ГКПИ06-793 указывает, что выдача соответствующих документов является составной частью регистрации транспортного средства как юридически значимого действия, предусмотренного Законом N 196-ФЗ, что в полной мере соотносится с положениями ст. 333.16 НК РФ.

На основании изложенного ВС РФ решил признать недействующими абз. 1 и 2 пп. "а" п. 4 Постановления N 228 в части, возлагающей на организации и граждан обязанность внесения платы, в частности, за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, водительских удостоверений и талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами), а также свидетельств о регистрации транспортных средств и другой специальной продукции (талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортного средств, а также свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения).

Исходя из положений вышеизложенных норм, сбор за выдачу и замену государственных регистрационных знаков водительских удостоверений и талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами), а также свидетельств о регистрации транспортных средств и другой специальной продукции (талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортного средств, а также свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения) является юридически значимым действием, устанавливается и взимается только на основании и в соответствии с положениями НК РФ.

Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе определять размер платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков с учетом местных особенностей, водительских удостоверений и талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами), а также свидетельств о регистрации транспортных средств и другой специальной продукции (талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортного средств, а также свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения).

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

06.02.2007