Должностные лица налогового органа по итогам проведенной выездной налоговой проверки организации составили акт, согласно которому налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Организация представила свои возражения на акт проверки. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем налогового органа было принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 122 НК РФ
Вправе ли руководитель налогового органа при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ужесточать меру ответственности за совершение налогового правонарушения?
Ответ: В случае если руководитель налогового органа посчитает, что организация не уплатила налога умышленно, руководитель вправе принять решение о привлечении указанной организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ.
Обоснование: На основании пп. 2 п. 1 ст. 31 и ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят проверки (камеральные и выездные), целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Из п. 1 ст. 100 НК РФ следует, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В соответствии с п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).
Согласно пп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Аналогичное требование предусмотрено пп. "г" пп. 2 п. 6 разд. I Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Руководствуясь пп. 1 п. 5 ст. 101 НК РФ, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах.
В силу п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Пункт 3 ст. 122 НК РФ предусматривает, что деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Таким образом, предложенная должностными лицами налогового органа, проводившими выездную налоговую проверку налогоплательщика, квалификация выявленных нарушений налогового законодательства по п. 1 ст. 122 НК РФ не свидетельствует о невозможности квалификации указанных нарушений руководителем налогового органа по п. 3 ст. 122 НК РФ при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
В п. 14 Рекомендаций Научно-консультативного совета о практике применения налогового законодательства Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа (одобрены Президиумом ФАС Волго-Вятского округа, протокол заседания от 01.11.2011 N 4) отмечено, что, решая вопрос о привлечении к налоговой ответственности, руководитель налогового органа не связан квалификацией налогового правонарушения, данной проверяющими инспекторами в акте налоговой проверки.
На основании изложенного руководитель налогового органа вправе при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ужесточать меру ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые были установлены в акте, составленном должностными лицами налогового органа, проводившими выездную налоговую проверку.
М. Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"
17.10.2013