Строительная организация приобрела в собственность два автомобиля на грузовой основе с автоцистернами (автоцементовоза). В органах ГИБДД автомобили зарегистрированы как строительный транспорт (категория C)

Вправе ли организация при определении подлежащего уплате транспортного налога включить в налоговую базу по указанному налогу автоцементовозы в качестве специальных автомобилей, как это указано в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359), и применять в отношении указанных транспортных средств налоговую ставку по объекту налогообложения "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу"?

Ответ: Полагаем, что организация не вправе применять в отношении автоцементовозов на грузовой основе, зарегистрированных в ГИБДД как "Строительный транспорт" (категория C), налоговую ставку транспортного налога по объекту налогообложения "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу", так как данные транспортные средства подлежат отнесению к объекту налогообложения "Грузовые автомобили". Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) (далее - ОК 013-94) не свидетельствует о принадлежности транспортных средств к объекту налогообложения "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

В силу п. 2 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением.

Государственной регистрации, учету подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995).

В Приложении А к ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст, автомобильные транспортные средства классифицируются на легковые, грузовые и так далее. При этом специальное оборудование, устанавливаемое на специальных автотранспортных средствах, рассматривается как эквивалент груза.

ФАС Уральского округа от 20.05.2010 в Постановлении N Ф09-3745/10-С3 по делу N А07-18773/2009 отметил, что, если специальное оборудование установлено на шасси грузовых автомобилей, не относящихся к числу самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, такие транспортные средства следует относить к категории грузовых автомобилей и в отношении них исчислять транспортный налог по соответствующим дифференцируемым налоговым ставкам. Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения транспортным налогом не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 2620/07, от 17.07.2007 N 2965/07, от 18.09.2007 N 5336/07).

ОК 013-94 предусмотрена в объектах "Средства транспортные" группировка "Автомобили специальные" (код 15 3410040), в состав которых входят "Автоцистерны - автоцементовозы" (код 15 3410371).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27.06.2013 по делу N А56-51178/2012 указал, что, поскольку спорные транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД с оформлением на них ПТС и относятся к категории "C", налоговый орган при определении ставок транспортного налога обоснованно исходил из категории транспортных средств "Грузовые автомобили", а ссылка на ОК 013-94 правомерно отклонена судами обеих инстанций, поскольку указанный Классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ.

На основании изложенного полагаем, что автоцементовозы на грузовой основе, зарегистрированные в ГИБДД как "Строительный транспорт" (категория C), при исчислении организацией транспортного налога подлежат отнесению к объекту налогообложения "Грузовые автомобили". В рассмотренном случае отнесение ОК 013-94 автоцементовозов к группе "Автомобили специальные" не свидетельствует о принадлежности транспортных средств к объекту налогообложения "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

17.10.2013