Является ли уведомление налоговых органов в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации условием перехода налогоплательщика в 2006 г. на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций?

Ответ: Согласно абз. 1 п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В соответствии с абз. 2 указанного пункта, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Из приведенных положений Кодекса можно сделать вывод, что абз. 2 указанного пункта установлено условие перехода налогоплательщика, имеющего несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, с уплаты налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации по месту нахождения каждого обособленного подразделения на уплату налога по месту нахождения только одного из этих подразделений. Таким условием является уведомление налоговых органов о решении налогоплательщика выбрать определенное обособленное подразделение, через которое будет осуществляться указанная уплата. Это означает, что налогоплательщик, не уведомивший об указанном решении налоговые органы, не вправе перейти в 2006 г. на новый порядок уплаты налога на прибыль.

Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.

Из приведенных положений п. 2 ст. 288 Кодекса можно также сделать вывод, что абз. 2 указанного пункта (первым предложением указанного абзаца) установлено безусловное право налогоплательщика на указанный переход. Это означает, что налогоплательщик, не уведомивший об указанном решении налоговые органы, тем не менее вправе перейти в 2006 г. на новый порядок уплаты налога на прибыль (таким образом, положения указанного абзаца толкуются в пользу налогоплательщика).

Поскольку из положений указанного абзаца можно сделать прямо противоположные выводы, следует признать их неясность.

Пунктом 7 ст. 3 Кодекса предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В связи с изложенным необходимо признать, что уведомление налоговых органов в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 Кодекса не является условием перехода налогоплательщика в 2006 г. на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций.

А. А.Альферович

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

31.01.2007