Государственная собственность: юридические режимы и управление

(Котелевская И. В., Тихомиров Ю. А.) ("Право и экономика", N 12, 1998) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ЮРИДИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И УПРАВЛЕНИЕ

И. В. КОТЕЛЕВСКАЯ, Ю. А. ТИХОМИРОВ

Котелевская Ирина Васильевна Руководитель секретариата первого заместителя председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Преподаватель Международного университета, Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Кандидат юридических наук. Специалист в области государственного и административного права. Родилась 13 августа 1951 г. в г. Ленинграде. Окончила юрфак Ленинградского госуниверситета. 1989 - 1992 гг. - консультант Секретариата Верховного Совета СССР; 1992 - 1993 гг. - главный специалист Комитета по законодательству Верховного Совета РФ; 1993 - 1994 гг. - Комиссия законодательных предположений при Президенте РФ, зам. начальника отдела; с 1994 г. по настоящее время работает в Госдуме ФС РФ. С 1989 г. активно участвует в подготовке законопроектов, разработала концепцию информационного обеспечения законодательного процесса. Автор публикаций: "Конституция, закон, подзаконный акт", 1994; "Правовые акты", 1995; "Современный парламент", 1997; Сборник "Проблемы парламентского права в России", 1996; "Закон федеральный и республиканский". // Закон. N 7. 1994.

Тихомиров Юрий Александрович Первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения. Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Специалист по конституционному и административному праву. Родился 21 июля 1931 г. в Москве. В 1954 г. окончил юрфак МГУ. 1954 - 1985 гг. - аспирант, с. н.с., ученый секретарь, зав. сектором, зам. директора Института государства и права АН СССР. 1985 - 1989 гг. - зав. кафедрой Академии народного хозяйства. Участвовал в работе над законопроектами: "Об общих принципах местного самоуправления", "О Правительстве Российской Федерации", "О нормативных правовых актах", "О процедурах разрешения разногласий и споров между государственными органами в Российской Федерации" и др. Автор множества трудов, в т. ч. "Теория закона", 1982; "Управленческие решения", 1972; "Действие закона", 1992; "Юридическая коллизия", 1994; "Публичное право", 1995; "Курс сравнительного правоведения".

За последние годы отношение к государственной собственности резко изменилось. Начало формирования в стране рыночной экономики повлекло за собой снижение роли госсобственности, некогда имеющей безоговорочное признание приоритетности и универсальности. Государственное имущество стали признавать "ничейным" и бесполезным, началась его распродажа. Но объективные тенденции неумолимы и сейчас приходит отрезвление. Вновь усиливается влияние государства на экономику, на формирование ее реального сектора. Использование государственной собственности в национальных интересах и эффективное управление ею позволят укрепить нашу экономику.

Конституционное признание равенства государственной собственности и иных форм собственности (ст. 8) сочетается с совместным решением Федерацией и ее субъектами вопросов разграничения государственной собственности (ст. 72). А пункт "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению Федерации федеральную государственную собственность и управление ею. Вопросы реализации права государственной собственности определены в статьях 113, 124 - 125, 214 ГК РФ. В них названы объекты государственной собственности, в число которых входят и государственная казна Российской Федерации и ее субъектов; особенности государства как собственника, осуществляющего свои правомочия через уполномоченные государственные органы; специфика унитарных предприятий, не наделенных правом собственника на имущество, не распоряжающихся им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и др. Указанные основополагающие нормы были конкретизированы в целом ряде Федеральных законов - "О естественных монополиях", "О федеральном железнодорожном транспорте", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами", в Воздушном кодексе и др. Одновременно появлялись многочисленные указы Президента Российской Федерации по проблеме госсобственности, которые решали вопросы акционирования, порядка участия представителей государства в правлениях акционерных обществ, организации управления. К тому же и в субъектах Федерации в конституциях и уставах по-разному определяются объекты госсобственности и режимы ее использования. Противоречивость и пробелы в регулировании режима госсобственности снижают ее потенциал. А ведь именно единый собственник в лице государства должен обеспечивать эффективность управления ею в масштабе страны. В заявлении "Об основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации" от 2 сентября 1998 года содержатся предложения о принятии Федеральных законов "О государственной собственности в экономике", "О казенных (унитарных) предприятиях", "О государственных компаниях (госхолдингах)", "Об управлении государственными долями акционерных предприятий". Правительство уже подготовило проект федерального закона о государственных и муниципальных землях. Тогда появятся рациональные режимы использования госсобственности. Наиболее актуальным сегодня является вопрос о круге объектов госсобственности и ее содержании. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, "лавиной приватизации", которая "размыла" государственный сектор. И далеко не всегда собственность эффективно используется. Например, в акте проверки Счетной палаты РАО "ЕЭС России" отмечается, что приватизация государственных функций управления электроэнергетическим комплексом не оправдала себя. Ослаблена экономическая независимость страны. Нужны такие меры, как обеспечение устойчивости госсобственности, укрепление ее связей с мелким и средним бизнесом и т. п. Во-вторых, требуется упорядочить разграничение объектов государственной собственности между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Началось все в декабре 1991 года с известного Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности Российской Федерации...". Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации 18 марта 1992 года, выполнило свою позитивную роль. В Гражданском кодексе содержится ряд статей о продаже предприятий (ст. 559 - 566). По договору продажи продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс. Договор подлежит государственной регистрации, а порядок ее определен соответствующим законом. На практике же довольно часто федеральное правительство принимает решения о передаче тех или иных государственных предприятий и учреждений органам субъектов Федерации. Но здесь не меняется собственник - государство, и поэтому изменение отношений собственности происходит с помощью административно - правового акта. В случаях же передачи объектов госсобственности муниципальным образованиям согласно статье 295 ГК РФ предприятиям разрешается передавать их или продавать. Тут смена собственника очевидна. Заметим, что круг объектов федеральной госсобственности определен Конституцией Российской Федерации, а объектов госсобственности регионов - в их конституциях и уставах, правда, иногда чрезмерно широко. И все же подвижность объектов возможна, что наблюдается в ходе приватизации. Нельзя исключать и обратный процесс, поэтому оправдана подготовка федерального закона о национализации. В субъектах Федерации по-разному определяется состав и перечень объектов государственной собственности - в соответствующих законах, постановлениях или конкретных решениях. Например, в Санкт - Петербурге 28 июня 1995 года Законодательным Собранием было принято Постановление "О разграничении государственной собственности в Санкт - Петербурге", а спустя два года, 1 октября 1997 года, утвержден предложенный Комитетом по управлению городским имуществом перечень объектов федеральной собственности, передаваемых в государственную собственность города. Важным каналом влияния государства на деятельность акционерных обществ является участие его представителей в управлении им. Указами или постановлениями Правительства образуются коллегии представителей для обеспечения интересов государства по управлению находящимися в федеральной собственности акциями. Среди них руководители федеральных министерств и ведомств, региональных комитетов по управлению госимуществом, специалисты главы администрации. Таково, к примеру, Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 1998 года N 388 "О назначении представителей государства в открытых акционерных обществах оборонно - промышленного комплекса". Их несколько сотен. Они обязаны действовать в соответствии с позицией большинства членов коллегии, оформленной протоколом. Но так бывает не всегда. Государственной собственности присущи те же элементы правового обеспечения, что и другим формам собственности. Недооценка их пагубна для экономического развития. Показательно в этом плане Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <*>. Из 29 пунктов Постановления 10 посвящены непосредственно режиму государственных предприятий. Речь идет о субъектах федеральной, государственной собственности, о реестре федеральной, государственной и муниципальной собственности, о порядке управления госсобственностью, в том числе на основе делегирования, о судебной защите имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (включая виндикационный иск), о самостоятельном распоряжении доходами от разрешенной предпринимательской деятельности и т. п. -------------------------------- <*> Вестник ВАС РФ. 1998. N 10. С. 14 - 21.

Своеобразный режим использования государственной собственности - управление государственными пакетами акций. Оно создает рычаги для участия государства в управлении, прежде всего предприятиями стратегического значения. Вопрос в том, как их использовать в интересах не только предприятия, но и отрасли, всей экономики. Так, в Федеральном законе от 7 мая 1998 года N 74-ФЗ "Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности" установлено, что 51% его акций находится в федеральной собственности. Продажа и иные способы отчуждения, а также сдача в залог акций в пределах установленного объема могут осуществляться только на основании федерального закона. Субъектам Российской Федерации передается 33% голосов по акциям РАО "ЕЭС России", находящимся в федеральной собственности, пропорционально объемам потребления субъектами Российской Федерации электрической энергии. Другой пример. Правительство утвердило Положение о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций ОАО, созданных в процессе приватизации. Пока государство чаще считает более выгодным продажу своих акций для пополнения доходов и казны. Цели и условия конкурсов и аукционов должны в этих случаях быть строго обоснованными. Нельзя поспешно исключать из перечня акционерные общества стратегического значения. Наглядный пример таких колебаний - конкурс по продаже акций "Роснефть". Правительству Российской Федерации пришлось принять 11 августа 1998 года Постановление об осуществлении полномочий Российской Федерации в отношении ОАО "Роснефть". Полномочия Российской Федерации как акционера на период до перехода прав собственности осуществляет Российский фонд правовых реформ, который вправе принимать решения по вопросам компетенции общего собрания. Утвержден Совет директоров. Нередко оправдано продление срока закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, занятых, в частности, закупкой и поставкой продуктов животноводства. И, конечно, ни в коем случае не следует нарушать законодательство, что было обнаружено в случаях продажи пакетов акций "Связьинвест", "Сибнефть" и других акционерных обществ. Госкомимущество и Российский фонд федерального имущества не осуществляли должным образом свои полномочия в данной сфере, бездействовали и другие органы. Эти недостатки отмечены в Постановлении Государственной Думы от 11 марта 1998 года. Поэтому в августе Правительство ввело строгий порядок проведения коммерческого конкурса по акциям "Связьинвест", дало конкретные поручения коллегии представителей в ОАО. Ведется подготовка Мингосимуществом России проекта указа о принципах управления государственными пакетами акций. Введение критериев участия государства в капитале акционерного общества позволит четко определить его цели. И все же лучше принять федеральный закон. Своеобразный режим создается в результате доверительного управления имуществом. Возникающие здесь отношения регулируются статьями 1012 - 1026 ГК РФ. Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, исключительные права и др. Оговорено: не может быть передано в доверительное управление имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Такое возможно лишь после ликвидации юридического лица. Доверительным управляющим не может быть унитарное предприятие. Летом 1998 года был принят указ Президента и постановление Правительства о передаче в доверительное управление центральной компании транснациональной промышленно - финансовой группы "Точность" закрепленных в федеральной собственности акций (30% акций одного из участников группы). Мингосимуществу России поручено заключить от имени Российской Федерации соответствующий договор с этой компанией. И все же в процессе приватизации нефтяных и алюминиевых предприятий и их последующей вертикальной интеграции формировались новые отношения между основным и дочерним обществами. Первое по договору может владеть конкретным пакетом акций, эмитированных дочерним обществом, получать дополнительные права на приобретение продукции, иметь более широкие права своего Совета директоров и т. п. Практика подтверждает полезность такой "договорной централизации" некоторых функций. И Федеральный закон "О финансово - промышленных группах" открывает хорошие возможности для кооперации. Требуется эффективное использование государственной собственности. Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" установлено: заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Определен порядок внесения арендных платежей. Финансирование расходов, связанных с деятельностью по управлению находящимися в федеральной собственности акциями, осуществляется Минфином России по фактическим затратам на эти цели в размере не более 10% поступивших в федеральный бюджет дивидендов по этим акциям. Федеральным органам поручено строже выявлять факты правонарушений со стороны лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Оправдана передача права распоряжаться федеральной собственностью на своей территории органам субъектов Федерации. Начало положено соглашением между Мингосимуществом России и администрациями Санкт - Петербурга и Ленинградской области. Передача в регион права владения госсобственностью расширяет его возможности влиять на развитие промышленности, на оценку деятельности директоров госпредприятий, ситуаций банкротства и т. п. Такие соглашения получают распространение. Конечно, наиболее важные функции выполняет Мингосимущество России. Правда, ранее его предшественник - Госкомитет - в основном был занят проведением приватизации государственного имущества и в меньшей степени организацией его рационального использования. Теперь предстоит сделать акцент именно на второй функции, проводя полную инвентаризацию объектов госсобственности, включая и находящиеся за рубежом, определяя режимы их эффективного использования, организуя специальную подготовку управляющих, заключая договоры, проверяя соблюдение нормативных требований всеми субъектами. Мингосимуществу России надо определять порядок расходования средств, поступающих от использования федерального имущества. Тогда и Российский фонд по управлению госимуществом займет надлежащее место как полномочный собственник. И другим министерствам надо более последовательно действовать в отношении государственных предприятий и учреждений. Пока же в отраслевых законах и положениях о них соответствующие функции четко не выделены. Специальные структуры должны действовать под строгим контролем, что подтверждается недостатками в работе Федеральной продовольственной корпорации как структурного звена Минсельхозпрода. Ориентацию дают нормы законов. Так, в Федеральном законе "О естественных монополиях" предусмотрено образование федеральных органов по регулированию естественных монополий. Эти органы ведут реестр субъектов естественных монополий, применяют такие методы, как ценовое регулирование, определение круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и минимального уровня их обеспечения, контроль за соблюдением нормативных требований. На практике же допускается либо чрезмерная концентрация этих функций в той или иной сфере, либо их распыление. Нужна и более строгая координация работы. Сейчас курсы развития малого и среднего бизнеса и госпредприятий как бы "разведены". А ведь в случае их сближения предприниматели получили бы возможность действовать в договорных связях с крупными предприятиями, удлиняя технологическую цепочку, увеличивая число рабочих мест, используя отходы и т. п. Мингосимущество России могло бы более тесно взаимодействовать с Госкомитетом по поддержке малого предпринимательства. Сейчас используются разные каналы усиления экономической роли государства и использования способов управленческого регулирования и воздействия. Усилено государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Правительство Российской Федерации приняло 3 сентября Постановление о государственной стратегии развития станкостроительной и инструментальной промышленности до 2005 года. Завершается подготовка федеральной целевой программы, органам исполнительной власти рекомендовано учитывать ее при формировании региональных программ развития машиностроительных комплексов. Еще один пример. Государственная Дума приняла 18 сентября 1998 года Постановление "О совершенствовании государственного управления рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации". Согласованы позиции властей об организационном оформлении государственного сектора экономики, состоящего преимущественно из крупных вертикально интегрированных компаний, холдингов. Основой им послужит государственное унитарное предприятие. Многое делается и в регионах, хотя и не без трудностей. Например, в Законе "О государственной собственности Калининградской области", принятом Калининградской областной Думой 18 мая 1995 года, определены полномочия областной Думы (ст. 8), администрации (ст. 9), Комитета по управлению имуществом области (ст. 11), Фонда имущества области (ст. 12). Более полно и детально эти вопросы регулируются в Законе Воронежской области от 20 февраля 1997 года "Об управлении государственной собственностью Воронежской области". Там есть статьи о казне области, о создании и управлении государственными унитарными предприятиями области, об управлении долями хозяйственных товариществ и обществ, находящихся в областной собственности, об управлении переданными в ведение области объектами федеральной или муниципальной собственности. Интересный опыт организации комплексного управления госсобственностью накоплен в Нижегородской области. В изданном аналитическом труде "Организационно - правовые основы управления собственностью в Нижегородской области: региональный опыт" дано обоснование способам управления недвижимостью, государственными предприятиями и учреждениями, долями и пакетами акций, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, имущественными комплексами. Сделан акцент на моделях стимулирования региональной промышленности, целенаправленного регулирования рынка недвижимости и фондового рынка, инвестиций. Расчеты и обоснования, локальные акты, рекомендации - вот что подкупает у нижегородцев. Было бы неверным при разграничении функций госорганов "расщеплять" управление госсобственностью в целом. Взаимодействие органов разных уровней весьма желательно. И не случайно в Постановлении Совета Федерации признано целесообразным участие государственных органов субъектов Федерации в подготовке и принятии решений о реформировании и реструктуризации предприятий с федеральной долей собственности, об их приватизации, о передаче в залог или аренду акций или имущества этих предприятий. Оно полезно и в процессе принятия мер по повышению ответственности юридических и физических лиц за неэффективное управление государственными предприятиями. Кроме того, следует улучшить управление внутри государственных предприятий и организаций. Сейчас оно явно ниже по уровню корпоративного управления. Между тем требуется специальная подготовка управляющих, введение правил решений, информационной деятельности и т. п. Таким образом, правовое обеспечение государственной собственности служит важным условием ее эффективного использования. Государственная собственность - сложное комплексное и многоотраслевое хозяйство. Необходима четкая организация управления ею, когда бы разграничение функций разных органов способствовало согласованному решению общих задач. На федеральном уровне управление государственной собственностью осуществляется рядом государственных органов. Правительство согласно Конституции и Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" обязано управлять федеральной собственностью. Пока это делается не столько планомерно, сколько "выборочно", "по ситуациям". К тому же немало вопросов решается с помощью президентских указов, хотя в этом и нет необходимости. Главное же состоит в определении такого курса государственной политики, который позволит не только сохранять, но и приумножать государственную собственность. Качество управления в этом секторе экономики должно быть очень высоким.

Название документа Вопрос: ...Меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество были предприняты судебным приставом в день принятия определения об обеспечении иска. На наш взгляд, такие действия являются незаконными. По общему правилу произведение конкретных действий, связанных с обеспечением иска, должно осуществляться на следующий день после принятия соответствующего определения арбитражным судом. Просим вас высказать свое мнение по затронутой проблеме. ("Бизнес-адвокат", 1998, N 24) Текст документа

Вопрос: Согласно ст. 78 АПК РФ определение об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно, в порядке, установленном для исполнения решений арбитражного суда. Правила, содержащие термин "немедленно", приводятся также в п. 3 ст. 135 АПК РФ. На практике мы столкнулись с ситуацией, когда меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество были предприняты судебным приставом в день принятия определения об обеспечении иска. На наш взгляд, такие действия судебного пристава являются незаконными, поскольку по общему правилу произведение конкретных действий, связанных с обеспечением иска, должно осуществляться на следующий день после принятия соответствующего определения арбитражным судом. Просим вас высказать свое мнение по затронутой проблеме. г. Ярославль

Ответ: Известные работы, содержащие доктринальное толкование по вопросам арбитражного процесса, написанные нашими ведущими процессуалистами, не содержат толкования термина "немедленно(ый)", по-видимому, в силу очевидности его содержания. Синонимами понятия "немедленно(ый)" являются слова "сразу", "сейчас", "сию минуту (секунду)" и тому подобное. Вполне очевидно, что термин "немедленно(ый)" представляет собой очень краткий период времени, в течение которого уполномоченным органом должно производиться соответствующее процессуальное действие. Безусловно, исполнение определения об обеспечении иска возможно в день принятия данного определения арбитражным судом. При этом данный подход, основанный на здравом смысле, имеет под собой и весьма корректную правовую базу. Согласно ч. 2 ст. 96 АПК РФ сроки для совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени, в течение которого действие может быть совершено. Поскольку период времени при немедленном исполнении определения арбитражного суда - есть очень краткий временной отрезок, то вполне понятно, что наложение ареста на имущество должника в день принятия определения арбитражным судом об обеспечении иска является правомерным.

Г. Лобанов Старший консультант Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Название документа Вопрос: Необходима ли регистрация договора купли - продажи ценных бумаг (акций) профессиональным участником рынка ценных бумаг, если сделка совершена между физическими лицами без его участия? Прав ли профессиональный участник, отказавшись зарегистрировать договор без его участия? ("Бизнес-адвокат", 1998, N 24) Текст документа

Вопрос: Необходима ли регистрация договора купли - продажи ценных бумаг (акций) профессиональным участником рынка ценных бумаг, если сделка совершена между физическими лицами без его участия? Прав ли профессиональный участник, отказавшись зарегистрировать договор без его участия? Саратовская обл.

Ответ: Закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (в ред. от 26 ноября 1998 г.) и глава 30 ГК РФ устанавливают права и обязанности сторон по купле - продаже акций, в том числе и при содействии профессиональных участников рынка ценных бумаг. При заключении договора купли-продажи акций между физическими лицами без профессионального участника договор регистрируется у держателя реестра, который подтверждает переход права собственности на ценные бумаги. Договор, заключенный сторонами без профессионального участника рынка ценных бумаг, им не регистрируется.

М. Овчаренко

В. Давыдов

Название документа Вопрос: Имеет ли право Совет директоров ОАО утверждать штатное расписание; повышать либо понижать размер заработка работающим, в том числе по контракту, заключенному генеральным директором, являющимся единоличным исполнительным органом? Порядок обжалования. ("Бизнес-адвокат", 1998, N 24) Текст документа

Вопрос: Имеет ли право Совет директоров ОАО утверждать штатное расписание; повышать либо понижать размер заработка работающим, в том числе по контракту, заключенному генеральным директором, являющимся единоличным исполнительным органом? Порядок обжалования.

Ответ: Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 13 июня 1996 г.) предусматривается исключительная компетенция общего собрания акционеров, компетенция Совета директоров и исполнительного органа. Устав акционерного общества может расширить круг вопросов, решаемых органами управления, и решение вопросов, отнесенных Законом "Об акционерных обществах" к компетенции исполнительного органа, может быть передано Совету директоров. В данном случае необходимо руководствоваться как Законом, так и Уставом акционерного общества. Об изменении существенных условий труда, в том числе систем и размеров оплаты труда, работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца. Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор (контракт) прекращается по п. 6 ст. 29 КЗоТ РФ. Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, а также условий трудового договора (контракта), рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или районными (городскими) народными судами (ст. ст. 18, 25, 201 КЗоТ РФ).

М. Овчаренко

В. Давыдов

Название документа Вопрос: Необходимо ли обращаться в Государственный антимонопольный комитет за дачей каких-либо разрешений при создании ОАО в том случае, когда в оплату уставного капитала общества будут переданы акции, принадлежащие учредителям данного ОАО? ("Бизнес-адвокат", 1998, N 24) Текст документа

Вопрос: Необходимо ли обращаться в Государственный антимонопольный комитет за дачей каких-либо разрешений при создании ОАО в том случае, когда в оплату уставного капитала общества будут переданы акции, принадлежащие учредителям данного ОАО? г. Москва

Ответ: Согласно ст. 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 (в ред. от 6 мая 1998 г.) предварительное согласие антимонопольных органов требуется при приобретении лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании. Причем предварительное согласие на осуществление сделки, указанной выше, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов вышеуказанных лиц превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта. На первый взгляд, передача акций в оплату уставного капитала ОАО может быть отождествлена с приобретением создаваемым Обществом акций в уставном капитале другого лица, при котором первое получает возможность распоряжаться более чем 20% этих акций. Однако в случае создания новой коммерческой организации следует руководствоваться п. 4 ст. 17 Закона, который применим именно к случаю создания нового общества. Согласно п. 4 ст. 17 Закона Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен заявлением учредителей (одного из учредителей) в 15-дневный срок со дня государственной регистрации (внесения изменений в государственный реестр) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Порядок предоставления такого уведомления, срок его предоставления регулируется Приказом ГКАП РФ "Об утверждении и направлении на регистрацию положения о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 13 ноября 1995 г. N 145. Таким образом, обращение в ГАК (его территориальные отделения) для получения предварительного согласия при создании коммерческой организации не является обязанностью общества, так как речь идет о создании нового юридического лица и в данном случае следует руководствоваться специальными нормами Закона, регулирующими именно такие случаи.

М. Овчаренко

В. Давыдов

Название документа Вопрос: Стороны (одна из которых банк) хотят заключить соглашение об отступном, по которому заемщик (или залогодатель) передает банку имущество в погашение долга. Должен ли банк возвратить другой стороне разницу денежными средствами, если стоимость имущества превышает долг или если не покрывает его? Кто платит НДС? ("Бизнес-адвокат", 1998, N 24) Текст документа

Вопрос: Стороны (одна из которых банк) хотят заключить соглашение об отступном, по которому заемщик (или залогодатель) передает банку имущество в погашение долга. Должен ли банк возвратить другой стороне разницу денежными средствами, если стоимость имущества превышает долг или если не покрывает его? Кто платит НДС? г. Орел

Ответ: В соответствии со ст. 409 ГК РФ обязательство должника перед кредитором может быть прекращено не только его исполнением, но и предоставлением отступного взамен исполнения этого обязательства. Отступное - это способ прекращения обязательства, при котором должнику с согласия кредитора законом предоставляется возможность заменить первоначальный предмет обязательства другим. Причем совершенно неважно, в каком виде будет это отступное, это может быть уплата денег, передача имущества, передача каких-либо прав или что-либо иное, главное, чтобы условия этого отступного были согласованы и приняты обеими сторонами, т. к. отступное возможно только по соглашению сторон. Без соглашения сторон отступного быть не может. Соответственно, поэтому все условия заключения этого отступного законом отнесены на согласование сторон. Совсем иная картина складывается при залоге имущества. Залог - это способ обеспечения обязательства, сущность залога состоит в предоставлении залогодержателю, являющемуся, как правило, кредитором, приоритетного права на удовлетворение своих требований к должнику за счет заложенного имущества. В соответствии со ст. 337 ГК РФ залог обеспечивает требованием в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов по взысканию, если иное не предусмотрено договором. Другими словами, при залоге, в случае, когда стоимость имущества превышает задолженность, залогодержатель имеет право на удовлетворение своих требований только в объеме, предусмотренном законом (ст. 337 ГК РФ). То есть средства, оставшиеся после реализации имущества и погашения задолженности перед кредитором-залогодержателем, возвращаются владельцу этого имущества. Налог на добавленную стоимость уплачивается в общем порядке, установленном законодательством РФ, - владельцем имущества.

М. Овчаренко

В. Давыдов

Название документа Вопрос: Если на основании ст. 409 ГК РФ передается движимое имущество, обязательно ли составление акта приема - передачи? ("Бизнес-адвокат", 1998, N 23) Текст документа

Вопрос: Если на основании ст. 409 ГК РФ передается движимое имущество, обязательно ли составление акта приема - передачи? г. Челябинск

Ответ: ГК РФ в ст. 409 установил новое основание прекращения обязательств - отступное. Суть отступного заключается в том, что по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен его исполнения определенной суммы денег, имущества и т. п. Кодекс предоставил сторонам право самим определить в соглашении размер, сроки и порядок предоставления отступного. ГК РФ не предусмотрел необходимость составления акта приема-передачи движимого имущества при предоставлении его в качестве отступного. Однако практическая полезность этого документа все же имеется. Во-первых, наличие этого акта, подписанного уполномоченными представителями кредитора и должника, при необходимости удостоверит факт передачи имущества в качестве отступного. Во-вторых, информация об имуществе, содержащаяся в акте, позволит его идентифицировать с тем имуществом, которое было определено в соглашении об отступном как подлежащее предоставлению кредитору. В-третьих, акт приема-передачи является для бухгалтерии первичным документом, на основании которого ею будут сделаны соответствующие бухгалтерские проводки, отражающие произведенную операцию. Исходя из изложенного, сторонам можно порекомендовать составлять акты приема - передачи имущества при предоставлении его в качестве отступного.

А. Новицкий

М. Овчаренко

Название документа Вопрос: Возможна ли выплата дивидендов акциями? ("Бизнес-адвокат", 1998, N 23) Текст документа

Вопрос: Возможна ли выплата дивидендов акциями?

Ответ: В соответствии со ст. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 13 июня 1996 г.) выплата дивидендов акциями возможна в трех вариантах. 1. Дивиденды могут быть выплачены акциями, принадлежащими обществу. Этот вывод следует из п. 1 ст. 42 Закона, согласно которому дивиденды могут быть выплачены деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом. В понятие "имущество", помимо различных вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, включаются акции и иные ценные бумаги. Обращаем Ваше внимание, что в уставе общества должно быть указано право общества на выплату дивидендов неденежными средствами. Для этого рекомендуется внести в устав положение следующего содержания: "Общество вправе производить выплату дивидендов денежными средствами, другим имуществом и ценными бумагами". Решение о выборе того или иного способа выплаты дивидендов выносится полномочным органом управления АО. 2. Общее собрание акционеров по рекомендации совета директоров общества может принять решение о выплате дивидендов дополнительными акциями общества. В данной ситуации также требуется наличие в уставе положения, позволяющего обществу выплачивать дивиденды неденежными средствами. В рассматриваемом случае акционеры получают дополнительные акции общества в количестве, пропорциональном количеству уже имеющихся у них акций общества. Таким образом, такой способ выплаты дивидендов будет являться распределением дополнительных акций среди акционеров. В связи с этим такая процедура должна будет сопровождаться увеличением уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций в пределах количества объявленных акций, регистрацией выпуска дополнительных акций общества в установленном нормативными актами ФКЦБ РФ порядке и внесением соответствующих изменений в устав общества. 3. Наконец, третий вариант предоставляет обществу возможность объявить выплату дивидендов в денежной форме. При этом в уставе общества может быть не предусмотрена возможность выплаты акций неденежными средствами. Однако по желанию акционеров в счет причитающихся им сумм могут быть выданы дополнительные акции. Таким образом, этот вариант по сути будет являться закрытой подпиской на дополнительные акции общества. Данная процедура будет также сопровождаться увеличением уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций в пределах объявленных акций, установленного в уставе общества, а также регистрацией выпуска дополнительных акций в установленном ФКЦБ РФ порядке и внесением в устав общества соответствующих изменений. По своей правовой природе такой порядок выплаты обществом дивидендов можно расценивать как зачет встречных требований.

М. Овчаренко

А. Новицкий

Название документа Вопрос: Как правильно определить в Уставе общества размер дивидендов по привилегированным акциям? ("Бизнес-адвокат", 1998, N 23) Текст документа

Вопрос: Как правильно определить в Уставе общества размер дивидендов по привилегированным акциям?

Ответ: Пункт 2 ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 13 июня 1996 г.) обязывает общество определить размер дивиденда и (или) ликвидационную стоимость, выплачиваемую при ликвидации общества по привилегированным акциям каждого типа. Таким образом, общество обязано определить в уставе либо размер дивидендов по привилегированным акциям, либо размер дивиденда и ликвидационную стоимость таких акций, либо только ликвидационную стоимость. Размеры этих выплат могут быть определены в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Следовательно, у общества есть несколько способов определения размера дивидендов по привилегированным акциям, например: "Размер годового дивиденда по каждой привилегированной акции составляет 100 долларов США в рублевом эквиваленте на дату объявления дивидендов по курсу ММВБ". Либо "размер годового дивиденда по привилегированной акции составляет 50% от номинальной стоимости данной акции". Помимо этих вариантов, тем же пунктом ст. 32 Закона законодатель предоставляет возможность обществу определять размер дивиденда и (или) его ликвидационную стоимость путем установления в уставе порядка их определения. Данное положение Закона нередко является причиной часто встречающейся ошибки, когда в устав общества вносится положение "Размер дивиденда по привилегированным акциям определяется решением общего собрания акционеров". Однако данное положение, предусмотренное в уставе, позволяет лишь определить орган, определяющий размер данных дивидендов, но не порядок определения их размера и (или) ликвидационной стоимости. В связи с этим в уставе общества возможно содержание следующих формулировок для установления порядка определения размера дивидендов по привилегированным акциям: "Размер дивидендов по привилегированным акциям составляет 10% чистой прибыли общества, разделенной на количество размещенных привилегированных акций, существующих в обществе на дату объявления данных дивидендов". Уставом общества может быть предусмотрено положение, устанавливающее соотношение дивидендов по привилегированным акциям и по обыкновенным, например: "Размер дивидендов по привилегированным акциям составляет 120% от размера объявленных в текущем году дивидендов по обыкновенным акциям". В заключение нужно отметить, что определение размера дивидендов по привилегированным акциям в уставе общества не означает обязанности общества производить выплату этих дивидендов. Органы управления общества, к компетенции которых отнесено принятие решения по данному вопросу, могут принять решение о невыплате данных дивидендов или о неполной их выплате.

М. Овчаренко

А. Новицкий

Название документа