В ходе проведения выездной налоговой проверки, осуществляемой на территории организации, налоговым органом в адрес организации в порядке, установленном ст. 93 Налогового кодекса РФ, было направлено требование о представлении документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки

В сроки, установленные для исполнения требований, организацией должностному лицу налогового органа, проводящему проверку, под расписку были представлены по месту проведения выездной налоговой проверки все документы (в виде заверенных копий), истребованные налоговым органом по указанным требованиям. Также организацией были направлены в адрес налогового органа письма, в которых было указано на то, что копии истребованных документов подготовлены и находятся по месту проведения выездной налоговой проверки.

Правомерен ли довод налогового органа, что истребуемые документы подлежат направлению не по месту проведения выездной налоговой проверки, а по месту нахождения налогового органа и поэтому организация должна быть привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ?

Ответ: Представление налогоплательщиком истребуемых документов по месту проведения выездной налоговой проверки, а не в налоговый орган не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

В силу п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

В п. 4 ст. 93 НК РФ указано, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В силу п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Таким образом, из норм НК РФ следует, что при истребовании документов в рамках выездной налоговой проверки, проводимой на территории налогоплательщика, указанные документы представляются по месту проведения проверки, то есть на территории налогоплательщика.

ФАС Московского округа в Постановлении от 22.02.2011 N КА-А40/17982-10 по делу N А40-60830/10-118-348 при рассмотрении аналогичного вопроса указал, что из нормы ст. 89 НК РФ следует, что все проводимые в рамках проверки действия, в том числе по истребованию документов, проводятся налоговым органом также на территории налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика по передаче истребуемых документов на территорию налогового органа (например, почтовым отправлением) в ходе выездной налоговой проверки отсутствует. Системное же толкование ст. 93 и п. 1 ст. 89 НК РФ свидетельствует, что как получение, так и изучение запрошенных по требованию в рамках выездной налоговой проверки документов должно производиться налоговым органом на территории налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика в подобной ситуации состоит в том, чтобы своевременно обеспечить налоговому органу возможность получения таких документов, что и было сделано обществом.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 18.02.2013 по делу N А29-4831/2012, рассматривая аналогичный вопрос, указал, что выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика (за исключением случаев отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение), где должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, должна быть обеспечена возможность ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Следовательно, представление налогоплательщиком истребуемых документов по месту проведения выездной налоговой проверки не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в п. 1 ст. 126 НК РФ.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

17.10.2013