О порядке налогообложения дохода в виде действительной стоимости доли организации - резидента Кипра, полученной ею при выходе из состава участников российского ООО, с учетом применения норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 января 2007 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о применении норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение) и сообщает следующее.

Как следует из запроса, общество выплачивает доход в виде действительной стоимости доли участия иностранной организации - резиденту Кипра при выходе из состава участников общества.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества пропорционально размеру его доли.

В случае, указанном в запросе, иностранный участник российского общества является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор об избежании двойного налогообложения. Поэтому на основании ст. 7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при налогообложении доходов кипрской компании у источника выплаты в Российской Федерации следует учитывать положения Соглашения.

В соответствии с п. 3 ст. 10 "Дивиденды" Соглашения термин "дивиденды" означает доходы от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, но дающих право на участие в прибыли, а также доходы от других корпоративных прав, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с законодательством того Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль. Поскольку выплата обществом действительной стоимости доли участнику общества при его выходе из общества является частью чистых активов общества (активов, свободных от обязательств), т. е. имеет иную экономическую природу, чем дивиденды (распределение чистой прибыли), то соответственно, такие доходы не подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций (долей участия).

Кроме того, согласно п. 28 Комментария к Типовой модели ОЭСР распределение компанией своего имущества, в результате которого членские права уменьшаются, не рассматривается как дивиденды.

Выплата дохода в виде действительной стоимости доли участия иностранной организации также не рассматривается в качестве дохода от отчуждения имущества для целей применения ст. 13 "Доходы от отчуждения имущества" Соглашения по следующим основаниям.

Пунктом 2 ст. 3 "Общие определения" действующего Соглашения закреплено, что при применении Соглашения договаривающимся государством любой термин, не определенный в нем, имеет то значение, в зависимости от контекста, которое придается ему законодательством этого государства в отношении налогов, к которым применяется Соглашение.

В связи с тем что согласно ст. 38 Кодекса "имущественные права" исключены из понятия "имущество", положения ст. 13 "Доходы от отчуждения имущества" Соглашения в рассматриваемом случае не применяются.

Таким образом, в целях налогообложения дохода, полученного в виде действительной стоимости доли участия организации - резидента Кипра при выходе из состава участников российского общества, применению подлежит ст. 22 "Другие доходы" Соглашения, согласно которой полученный доход подлежит налогообложению в стране - резидентства получателя дохода при наличии у налогового агента - российской организации, выплачивающего данный доход, подтверждения местопребывания иностранной компании в данном государстве в соответствии с п. 1 ст. 312 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

22.01.2007