Вправе ли государственные инспекторы труда требовать от работодателей представления должностных инструкций? Являются ли должностные инструкции обязательными документами?

Ответ: С точки зрения организации труда должностная инструкция - это документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность служащего при замещении им определенной должности.

В настоящее время практикуется применение двух видов должностных инструкций - персональных (индивидуальных) должностных инструкций, оформляемых в виде приложений к трудовому договору и являющихся неотъемлемыми частями данного договора, и должностных инструкций, принятых в виде локальных нормативных актов.

Эти виды не поименованы в Трудовом кодексе РФ. Вместе с тем в некоторых федеральных законах прямо предусмотрено, что права и обязанности работников определяются должностными инструкциями. Например, в п. п. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" закреплено, что обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией, сотрудник таможенного органа обязан выполнять должностные инструкции. Согласно п. 7 ст. 20 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.

Из содержания многих отраслевых и межотраслевых документов различных министерств и ведомств, в том числе и бывшего Минтруда России, следует, что документом, определяющим должностные обязанности и права служащего, а также устанавливающим ответственность, является должностная инструкция. По отдельным группам должностей или видам деятельности прямо предписывается, что деятельность работников организации (учреждения) должна регламентироваться должностными инструкциями. Подавляющее большинство таких актов напрямую адресовано организациям, финансируемым из федерального бюджета, а также казенным предприятиям.

Для отдельных производственных отраслей обязательное применение должностных инструкций для регламентации труда служащих предусматривается указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Например, в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (с изм. от 01.02.2005), закреплено, что обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, утверждаемом руководителем эксплуатирующей организации, а также в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре.

Что же касается коммерческих организаций, то обязательность должностных инструкций может предусматриваться локальными нормативными актами организации, например правилами внутреннего трудового распорядка, положением о персонале, положением о структуре организации, положениями о структурных подразделениях. Необходимость разработки должностных инструкций служащим может также следовать из коллективного договора. При этом при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить сотрудника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственный инспектор труда вправе запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них в том числе документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Потребовать представления должностных инструкций государственные инспекторы труда могут в любой организации. Однако только в том случае, если на организацию распространяются положения вышеперечисленных нормативных правовых актов или в ее локальных нормативных актах определено, что для регламентации труда служащих в организации разрабатываются и утверждаются должностные инструкции, отсутствие таковых может рассматриваться в качестве основания для административного воздействия на работодателя.

В том случае, если в организации не практикуется применение должностных инструкций, регламентация трудовых обязанностей и прав служащих осуществляется непосредственно в трудовых договорах.

Л. В.Щур-Труханович

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

18.01.2007