Налоговый орган пропустил двухмесячный срок, установленный п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ, для принятия решения о взыскании налога с расчетных счетов организации и обратился в суд с соответствующим заявлением. Вправе ли организация и налоговый орган заключить мировое соглашение, определяющее порядок и сроки уплаты суммы недоимки?
Ответ: Статья 190 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в гл. 15 АПК РФ, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с п. 1 ст. 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Однако п. п. 2 и 3 ст. 139 АПК РФ содержат условие, согласно которому мировое соглашение может быть заключено по любому делу, если иное не предусмотрено АПК РФ и иным федеральным законом. Мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 17 Постановления от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" определил, что арбитражным судам необходимо исходить из того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.
Федеральная налоговая служба в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном гл. 9 НК РФ. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ).
Пункт 3 ст. 61 НК РФ определил три формы изменения срока уплаты налога: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам (п. 1 ст. 66 НК РФ).
Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, указаны в ст. 63 НК РФ.
Таким образом, изменение срока уплаты налога или сбора осуществляется в формах, установленных НК РФ, по решению уполномоченных органов. НК РФ не предоставляет налоговым органам право заключать с налогоплательщиками в суде мировые соглашения, определяющие порядок и сроки уплаты суммы недоимки.
Т. А.Разина
Секретарь государственной
гражданской службы РФ
1 класса
17.01.2007