Правомерно ли применение пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ к работам (услугам) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, выполняемым судоремонтными заводами у заводских причалов в период стоянки в портах, в случае если заводские причалы расположены на территориях портов?

Ответ: В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Понятия портов установлены в ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - Кодекс торгового мореплавания). Так, под морским торговым портом в Кодексе торгового мореплавания понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. Под морским рыбным портом в Кодексе торгового мореплавания понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Под морским специализированным портом в Кодексе торгового мореплавания понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других).

МНС России в Письме от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@ разъяснило, что при применении пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ следует иметь в виду, что налогом на добавленную стоимость не облагаются платежи, а также сборы за работы (услуги) по обслуживанию российских и иностранных морских судов, а также российских судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги), а именно:

- портовые сборы в морских портах (корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский, навигационный, ледовый);

- платежи за услуги на внутренних водных путях (навигационное обслуживание, корабельная плата, стоянка судов на якоре, на палах причальных стенок, маячная плата, плата за прохождение каналов, ледокольное обеспечение, лоцманская проводка);

- платежи за услуги портового флота (работы и услуги портового служебно-вспомогательного флота, услуги портовых ледоколов, услуги рейдово-маневрового флота);

- платежи за ремонт морских судов и судов внутреннего плавания;

- сборы за таможенное оформление;

- сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов.

К другим работам (услугам), непосредственно связанным с обслуживанием морских судов и судов внутреннего плавания, относятся:

- снабжение судов топливом и водой;

- агентское, сюрвейерское, шипчандлерское обслуживание;

- водолазные работы по обслуживанию судов в портах;

- швартовые операции;

- санитарная обработка судов;

- услуги по регистрации судов;

- оформление судовых документов.

Кроме того, МНС России в Письме от 18.08.2004 N 03-3-06/1819/33@ "О налоге на добавленную стоимость" указало, что от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российскими налогоплательщиками в период стоянки указанных судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов облагаются налогом на добавленную стоимость.

Исходя из положений вышеизложенных норм, выполнение судоремонтными заводами работ (услуг) по ремонту судов правомерно только в случае, если заводские причалы расположены на территориях указанных в ст. 9 Кодекса торгового мореплавания портов.

ФНС России в Письме от 01.02.2006 N 03-2-03/210@ (далее - Письмо N 03-2-03/210@) обратила внимание на то, что согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.

По мнению ФНС России, если работы (услуги), перечисленные в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, выполняются на основе агентского договора, то такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, если местом деятельности покупателя услуг признается территория Российской Федерации - с учетом особенностей определения налоговой базы, предусмотренных ст. 156 НК РФ.

Стоит отметить, что в Письмах Минфина России от 23.01.2006 N 03-04-08/20 и от 21.09.2005 N 03-04-08/252 указана противоположная позиция: услуги, оказываемые российскими налогоплательщиками по договорам морского агентирования российским и иностранным принципалам, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

При этом необходимо учитывать, что в Письме N 03-2-03/210@ указано: согласно ст. 237 Кодекса торгового мореплавания морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

Из этого следует, что выполнение судоремонтными заводами работ (услуг) по ремонту судов не относится к действиям в области морского агентирования.

В связи с изложенным выполнение судоремонтными заводами работ (услуг) по ремонту судов освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ только в случае, если заводские причалы расположены на территориях, указанных в ст. 9 Кодекса торгового мореплавания портов, и при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту.

Правомерность подобных выводов подтверждает судебная практика. Так, в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2004 N Ф08-263/2004-113А и от 04.02.2004 N Ф08-229/2004-102А суд приходит к выводу, что факт нахождения завода на территории порта сам по себе не влечет безусловного применения пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. По мнению суда, доказыванию подлежит факт стоянки судна и взаимосвязь выполняемого ремонта со стоянкой в порту, стоянка судна должна подтверждаться надлежащими документами. Нахождение судов в акватории порта может быть подтверждено справкой морской администрации порта, справкой капитана акватории завода (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 N А42-2684/04-17).

К аналогичным выводам приходит ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 30.05.2006 N Ф03-А59/06-1/54: для правомерного освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость необходимыми условиями являются: стоянка судна; нахождение судна в порту; целью прибытия в порт не является осуществление ремонта указанных судов.

Кроме того, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.10.2004 N Ф08-4727/2004-1790А суд отмечает, что не может толковаться как ремонт во время стоянки в порту капитальный ремонт судна, прибывшего на завод с целью осуществления заводского ремонта в специализированных доках и на судоверфях, в отличие от работ (услуг), непосредственно связанных с обслуживанием судов в период стоянки в портах (включая услуги по ремонту судов, водолазные работы, сюрвейерские и шипчандлерские услуги, а также другие подобные работы и услуги). Ремонт судов, с которым связано предоставление льготы, носит характер текущего ремонта, проводимого на не приспособленных специально для этого стоянках в портах.

Таким образом, выполнение судоремонтными заводами работ (услуг) по ремонту судов освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость в случае, если заводские причалы расположены на территориях портов, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

17.01.2007